Судья Московского городского суда Монекин Д.И., с участием представителя Департамента культурного наследия г. Москвы ("Мосгорнаследие") Серебренниковой С.А., рассмотрев жалобу защитника Регионального общественного движения "Социальная поддержка граждан" - Литвиновой А.В. на постановление судьи Кузьминского районного суда от 5 мая 2016 г., которым Региональное общественное движение "Социальная поддержка граждан" (далее - РОД "СПГ") признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600000 руб.,
установил:
28 марта 2016 г. в отношении РОД "СПГ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Кузьминский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник РОД "СПГ" Литвинова А.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала на то, что в действиях РОД "СПГ" отсутствует состав административного правонарушения, поскольку указанные в предписании требования являются незаконными и неисполнимыми.
Законный представитель, защитник РОД "СПГ" в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, о причинах своей неявки суд в известность не поставили. При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие представителя РОД "СПГ". В судебном заседании суда апелляционной инстанции 2 августа 2016 года защитник РОД "СПГ" Зюкин Д.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил об отмене постановления суда.
Представитель Мосгорнаследия Серебренникова С.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения доводов жалобы, просила постановление суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Мосгорнаследия Серебренникову С.А., оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Согласно части 19 ст. 19.5 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В силу п. 5.25 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что в период с *** года по *** года должностными лицами Могорнасления в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании распоряжения Мосгорнаследия от 23.06.2015 г. N *** завершено проведение внеплановой документарной проверки в отношении РОД "СПГ", являющегося собственником части помещений площадью ***кв.м., выявленного объекта культурного наследия "***" по адресу: ***, по результатам которой составлен акт проверки N ***от 14.08.2015 г. и выдано предписание от 14.08.2015 г. N***. Согласно указанного предписания на РОД "СПГ" в срок до 29 февраля 2016 года возложена обязанность провести в соответствии с согласованным в Мосгорнаследии проектом ремонтно-реставрационные работы по кровле в рамках проведения работ по сохранению объекта.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения требований предписания Мосгорнаследия от 14.08.2015 г. по состоянию на 16 марта 2016 года не исполнено, проектно-техническая документация на ремонтные работы не представлена, разрешение Мосгорнаследия не выдано, работы не произведены и акта приемки работ не представлено. По результатам повторной проверки вынесено предписание от 16 марта 2016 года N***.
Данное предписание не обжаловалось и является действующим.
Обязанность по проведению полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия предусматривается охранным обязательством, выданным РОД "СПГ", вышеупомянутым предписанием Департамента культурного наследия горда Москвы.
Вместе с тем, ремонтно-восстановительные работы на объекте РОД "СПГ" не были выполнены и не начинались, заявка на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта РОД "СПГ" в Мосгорнаследие не подавалась. Документарное обоснование невозможности проведения работ по сохранению объекта в установленный предписанием срок РОД "СПГ" представлено не было.
Таким образом, повторное предписания Мосгорнаследие от 16 марта 2016 г. N*** РОД "СПГ" не исполнено, комплекс ремонтно-реставрационных работ не выполнен.
Факт совершения правонарушения и вина РОД "СПГ" подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении N *** от 28 марта 2016 г., актами проверок, предписанием от 14.08.2015 г. N***; предписанием от 16 марта 2016 года N***; фотоматериалами, распоряжением о проведении проверок, распоряжением Правительства Москвы от ***, а также иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях РОД "СПГ" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия РОД "СПГ" обоснованно квалифицированы судом по ч.19 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку РОД "СПГ" вступившим в законную силу постановлением Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2015 года привлечено к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания об устранении нарушений и проведении в соответствии с согласованным в Мосгорнаследии проектом ремонтно-реставрационных работ по кровле в рамках проведения работ по сохранению объекта в срок до 31.07.2015 г.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о том, что требования предписания являются незаконными и неисполнимыми, не может быть признан состоятельным.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Таким образом, в соответствии с Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствует и заявителем не представлено сведений, подтверждающих проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ на основании согласованной с Мосгорнаследием проектной документацией, сдачи выполненных работ комиссии по приемке работ Мосгорнаследием с оформлением акта приемки работ.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения РОД "СПГ" в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности РОД "СПГ" в совершении вмененного правонарушения.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 5 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Регионального общественного движения "Социальная поддержка граждан", оставить без изменения, жалобу защитника РОД "СПГ" Литвиновой А.В. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.