Судья Московского городского суда Исюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Востряково-2" Лариной Т.А. на решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года, которым
постановление N ******** главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы Штифановой В.В. от 30 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Востряково-2", - оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Востряково-2" Лариной Т.А., - без удовлетворения,
установил:
30 апреля 2015 года главным государственным санитарным врачом по ЮАО г.Москвы Штифановой В.В. вынесено постановление N *******, которым ООО "Востряково-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ********* рублей.
Не согласившись с постановлением, законный представитель ООО "Востряково-2" обжаловала его в Чертановский районный суд г. Москвы, судьёй которого по рассмотрению поданной жалобы вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе, направленной через канцелярию Чертановского районного суда в Московский городской суд, законный представитель ООО "Востряково-2" просит решение судьи, а также постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения ООО "Востряково-2" к административной ответственности, поскольку на предприятии отходы не накапливаются; их ежедневный вывоз производится специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности; при таких обстоятельствах определение класса опасности отходов в соответствии с Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 и согласование класса опасности образовавшихся отходов с Роспотребнадзором не требуется.
Законный представитель ООО "Востряково-2" Ларина Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено.
Принимая во внимание положения ст. 25.4 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО "Востряково-2".
Защитник ООО "Востряково-2", действующий по доверенности Сорокин С.В., в заседание суда второй инстанции явился, жалобу законного представителя общества поддержал.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, выслушав правовую позицию по делу, изложенную защитником Сорокиным С.В., опросив представителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве главного специалиста Баженову Е.А. о результатах проведения проверки в ООО "Востряково-2", прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами для юридических лиц влечет наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Федеральным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Статьей 14 Федерального закона от отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Как усматривается из материалов дела, основными видами деятельности общества является переработка мясного сырья, производство колбасных изделий, продуктов из мяса и шпика, мясных полуфабрикатов, а также их хранение, реализация и транспортировка.
На основании распоряжения N ******** от 05 февраля 2015 года руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве Андреевой Е.Е. в период с 19 февраля 2015 года по 20 марта 2015 года должностными лицами указанного органа в ООО "Востряково-2" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в том числе в области обращения с отходами.
В ходе проведения проверки установлено, что в результате производственной деятельности предприятия образуются 26 наименований отходов. Для их временного размещения выделено 9 мест накопления отходов. Вывоз отходов осуществляется по договорам со специализированными профильными организациями. Однако, с органом Роспотребнадзора не согласован класс опасности отходов, образующихся при осуществлении производственной деятельности ООО "Востряково-2".
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства, санитарных правил и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Положениями ст. 14 Федерального закона от отходах производства и потребления установлены требования и обязанности, обращенные в том числе и к хозяйствующим субъектам, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей.
В акте проверки N ******* от 20 марта 2015 года органом государственного контроля юридического лица ООО "Востряково-2" нашло отражение следующее нарушение: отсутствует согласование с органами Роспотребнадзора класса опасности токсических отходов, образующихся при осуществлении производственной деятельности предприятия, по степени воздействиях среду обитания и здоровье человека, что является нарушением ст.21 ФЗ-52 от 30.09.99., п.2.10, п.2.11 СП 2.1.7. "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов, производства и потребления", п.2.3 СанПин 2.1.7. "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (л.д.***).
По данному факту 20 марта 2015 года должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора главным специалистом Баженовой Е.А. в отношении ООО "Востряково-2" составлен протокол N ********* об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (л.д.***).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Востряково-2" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.***).
Факт выявленного правонарушения и виновность ООО "Востряково-2" в его совершении, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N********* от 20 марта 2015 года с описанием события административного правонарушения; распоряжением ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО о проведении плановой выездной проверки от 05 февраля 2015 года N *******; актом проверки N ******* от 20 марта 2015 года; иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с п.2.3 СанПиН 2.1.7 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", обращение с каждым видом отходов производства и потребления", обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субсрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.
Согласно Санитарным правилам по определению класса опасности токсических отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03):
-пункт 2.9 Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались;
- пункт 2.10 Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
- пункт 2.11. Решение спорных вопросов о принадлежности того или иного отхода к классу опасности осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Между тем, указанные выше экологические и санитарно-эпидемиологические требования ООО "Востряково-2" соблюдены не были. В этой части совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами по ст. 8.2 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям, изложенным в жалобе об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, должностными лицами административного органа объективно установлено, что деятельность ООО "Востряково-2" осуществляет с нарушением установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Востряково-2" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по соблюдению п.2.3 СанПиН 2.1.7 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
При рассмотрении дела по жалобе, вынесении решения по делу, судьей Чертановского районного суда г. Москвы правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; также приведены фактические и правовые мотивы отказа в удовлетворении поданной жалобы, произведена оценка приведенных в жалобе доводов с указанием на конкретные основания, по которым доводы жалобы признаны несостоятельными со ссылками на соответствующие нормы материального права, а также на материалы дела об административном правонарушении.
Доводы, изложенные законным представителем общества в настоящей жалобе, являлись предметом проверки судьи Чертановского районного суда г.Москвы, оснований для отмены постановленного судьей решения данные доводы не содержат.
В соответствии со ст. 1.6 ч. 1 КоАП РФ, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административное наказание назначено ООО "Востряково-2" в пределах санкции статьи 8.2 КоАП в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и ст. 4.1КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, а также постановления должностного лица административного органа, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 28 июня 2016 года и постановление N ***** главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы Штифановой В.В. от 30 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Востряково-2", - оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Востряково-2" Лариной Т.С., - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Исюк И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.