Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Раднаевой Т.Н.,
судей коллегии Мирзаевой И.И., Гончиковой И.Ч.,
при секретаре Гусельниковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухина М.А., Сатлаевой Т.К., Филипповой Л.Н., Кнор Т.С. к ОАО "Читаэнергосбыт" о перерасчеты платы за пользование электроэнергией на общедомовые нужды,
по апелляционным жалобам представителя ОАО "Читаэнергосбыт" Помазкиной О.А., ПАО "МРСК Сибири" Сараевой М.Л.,
на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 г.,
которым постановлено: - Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести Золотухину М.А. по квартире по адресу: Республика " ... " Сатлаевой Т.К. по квартире по адресу: " ... " Филипповой Л.Н. по квартире по адресу: " ... " Кнор Т.С. по квартире по адресу: " ... " перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды, за период с ... по ... , по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета " ... ", на основании Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 5/8 от 28.12.2012 г. ( с последующими изменениями и дополнениями), исключив из начислений незаконно произведенный ... перерасчет в виде доначисления за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды.
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" в бюджет МО " " ... "" государственную пошлину " ... "
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., пояснения участников процесса, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Золотухин М.А., Сатлаева Т.К., Филиппова Л.Н., Кнор Т.С. обратились в суд с иском к ОАО "Читаэнергосбыт" с аналогичными исками о перерасчете платы за пользование электрической энергией.
Гражданские дела по заявлениям истцов объединены в одно производство.
Истцы полагали незаконным расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН), произведенный на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных по адресу: " ... ". Исковые требования были мотивированы незаконностью установки данных приборов, несоблюдением требований закона и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы по их установлению, и, следовательно, незаконностью начисления платы на потребление электроэнергии на общедомовые нужды на основании данных общедомового прибора учета. Просили произвести перерасчет платы за электрическую энергию на основании тарифов, установленных Республиканской службой по тарифам.
В судебном заседании исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ОАО "Читаэнергосбыт" Помазкина О.А. иск не признала.
Представитель третьего лица ПАО "МРСК Сибири" в судебное заседание не явился.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах представитель ОАО "Читаэнергосбыт" Помазкина О.А., представитель ОАО "Читаэнергосбыт" Сараева М.Л. ставят вопрос об отмене решения ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Сараева М.Л. доводы жалобы поддержала. Представитель ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Карпов А.А. просил об изменении мотивировочной части решения и оставления решения по существу без изменения.
Истцы Золотухин, Филиппова, Кнор на заседание судебной коллегии не явились, о дне и времени судебного заседания надлежаще извещены.
Сатлаева на заседании коллегии возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354 от 06.05.2011) с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении).
В силу ч.1 ст. 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
До ... собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
При этом из требований ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности до ... , согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ... , а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Необходимость такого обследования установлена в том числе п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N354 (далее - правила предоставления коммунальных услуг собственникам). Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В ходе рассмотрения настоящего спора, доказательств, свидетельствующих о том, что до установки общедомового прибора учета жилой дом был обследован в порядке, установленном Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в целях определения возможности использования прибора учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, суду представлено не было, сведения о составлении надлежащего акта, отвечающего установленным требованиям, в соответствии с приложением 2 к указанному приказу не представлены.
Разрешая заявленный спор по заявленным истцами требованиям о признании незаконными действий по установке общедомового (коллективного) прибора учета и действий по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям данного ОДПУ суд правомерно руководствовался нормами Федерального Закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, которыми определен порядок установки, введения в эксплуатацию и обслуживания общедомовых приборов учета, и, исходя из отсутствия доказательств, свидетельствующих о соблюдении предусмотренного федеральным законом и нормативными правовыми актами порядка установки прибора учета, а также исходя из того, что общедомовой прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию без согласования с собственниками жилых помещений многоквартирного дома пришел к правильному выводу о том, что данный прибор не может использоваться для определения платы за электроэнергию на общедомовые нужды за спорный период.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку исходя из приведенных в решении норм федерального закона и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что ресурсоснабжающие организации должны обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в их ведении энергетических сетей и исправность используемых ими приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, в связи с чем для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов указанными организациями могут быть использованы показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета.
Поскольку материалами дела подтверждено, что прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию ОАО "МРСК Сибири" с нарушением процедуры, установленной вышеназванными Основными Положениями, а также без согласования с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда, которым расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям данного прибора признан незаконным.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда верными.
При разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда о несоблюдении предусмотренных законом и нормативными правовыми актами требований, касающихся установки общедомового прибора учета, судом в решении подробно мотивированы, основаны на тщательном анализе приведенных в решении норм закона и нормативных правовых актов, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам по делу.
Доводы жалобы, касающиеся нарушения прав истицы действиями ОАО "Читаэнергосбыт" по необоснованному доначислению платы, судебная коллегия отклоняет, поскольку в любом случае доначисление было произведено на основании данных прибора учета, достоверность которых не подтверждена. В связи с этим, независимо от того производилось ли начисление платы ежемесячно, либо было произведено единовременное доначисление платы за электроэнергию на ОДН, нарушение прав истца имело место.
Довод о том, что ООО " Э" не привлечено к участию в деле, основанием для отмены решения не является, поскольку оспариваемое решение права или обязанности указанного лица не затрагивает.
Доводы жалобы ОАО "Читаэнергосбыт" об исключении из решения суда выводов об отсутствии заключенных договоров между истцами и энергоснабжающей организацией, судебная коллегия отклоняет, поскольку они не влияют на существо постановленного решения и не влекут его отмену либо изменение.
Доводы жалобы ОАО "Читаэнергосбыт" со ссылкой на Правила предоставления коммунальных услуг об отсутствии оснований для перерасчета платы, судебная коллегия отклоняет, поскольку требование о перерасчете платы направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, что является одним из предусмотренных ст. 12 ГК РФ способов защиты права. Кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг какого-либо запрета производить перерасчет платы, исчисленной на основании недостоверных сведений приборов учета, не содержат.
В целом, доводы жалоб ОАО "Читаэнергосбыт", ПАО "МРСК Сибири" не опровергают правильность выводов суда незаконности начисления платы на общедомовые нужды на основании ОДПУ при установленных обстоятельствах, не свидетельствуют о незаконности постановленного решения и не дают оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 12 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Раднаева Т.Н.
Судьи коллегии: Гончикова И.Ч.
Мирзаева И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.