Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Раднаевой Т.Н.,
судей
коллегии Мирзаевой И.И., Назимовой П.С.
при секретаре Рычковой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байрамова В.Д. к ОАО "Читаэнергосбыт" о защите прав потребителя, об обязании произвести перерасчет за пользование электроэнергией на общедомовые нужды по нормативам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия
по апелляционной жалобе ПАО "МРСК Сибири"
на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление Байрамова В.Д. удовлетворить.
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести Байрамову В.Д. перерасчет задолженности за пользование электроэнергией, предоставленной на общедомовые нужды в размере " ... " руб., пени в размере " ... " руб., по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды, при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам от ... года N ... (с последующими изменениями).
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" в бюджет муниципального района госпошлину в размере " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, выслушав представителя ПАО "МРСК Сибири" Цыбикову С.С., представителя ОАО "Читаэнергосбыт" Сулимову О.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Байрамов В.Д. просил обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет задолженности за потребление электроэнергии по ОДН по нормативам Республиканской службы по тарифам.
Требование основано на том, что за период с ... года ОАО "Читаэнергосбыт" необоснованно начислило истцу плату за электроэнергию на общедомовые нужды по общедомовому прибору учета в размере " ... " руб., пени в сумме " ... " руб.
В судебном заседании Байрамов В.Д. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что задолженность по электроэнергии по ОДН начислена на основании показателей общедомового прибора учета, который был установлен на многоквартирном доме, где проживает истец, незаконно. При допуске прибора учета в эксплуатацию никто из жильцов дома не приглашался, неизвестно, когда и кем он был установлен. В подъездах многоквартирного дома имеются лампочки на двух этажах. Других энергопотребляющих приборов в доме не имеется. Техническое состояние жилого дома не исследовалось, а потому показания такого прибора учета электроэнергии использовать нельзя.
Представитель ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Харламова И.В. иск не признала. Пояснила, что общедомовой прибор учета был установлен в ... года ПАО "МРСК Сибири". Акты снятия показаний прибора учета поступали в ОАО "Читаэнергосбыт" ежемесячно и вносились в электронную базу данных. Однако спорная задолженность была начислена и предъявлена только в ... года, поскольку до указанного времени плата за электроэнергию взималась с собственников дома по нормативу потребления.
Представитель третьего лица ПАО "МРСК Сибири" в суд не явился.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ПАО "МРСК Сибири" Сараева М.Л. просит его отменить, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права. Указывает, что в силу положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ об энергосбережении до 01 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирном доме обязаны были оснастить дом прибором учета потребления электроэнергии. Однако такая обязанность собственниками жилых помещений исполнена не была, в связи с чем сетевая организация ПАО "МРСК Сибири" в установленном порядке осуществила установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета за счет собственных средств. Положения пункта 1 статьи 13 Закона об энергосбережении не запрещают устанавливать общедомовые приборы учета в ветхих многоквартирных домах и домах, нуждающихся в капитальном ремонте. Сведений о том, что жилой дом, где проживает истец, признан таковым, не имеется. Прибор учета был установлен не только для определения количества электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом, но и в целях взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. Нарушение прав заявителя выражено в доначислении платы за ОДН, произведенной ОАО "Читаэнергосбыт". Однако Правила предоставления коммунальных услуг не содержат оснований для доначисления платы при отсутствии недобросовестного поведения потребителя. Суд не привлек к участию в деле ООО "Энергосеть" - сетевую организацию, оказывающую услуги по передаче электроэнергии на территории с. Выдрино.
На заседании судебной коллегии представитель ПАО "МРСК Сибири" Цыбикова С.С. доводы жалобы поддержала.
Представитель ОАО "Читаэнергосбыт" Сулимова О.Д. возражала доводам жалобы.
Истец Байрамов В.Д., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности до 1 июля 2012 года, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с Критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Необходимость такого обследования установлена в том числе п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Байрамов В.Д. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: " ... ".
В ... года в данном многоквартирном доме ОАО "МРСК Сибири" установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии.
Из финансово-лицевого счета истца видно, что с ... года начисление оплаты за общедомовые нужды производится исходя из показаний общедомового прибора учета.
В подтверждение факта установки прибора в материалы дела представлена ксерокопия Акта N ... допуска прибора учета в эксплуатацию от ... года, составленного представителями ОАО "МСРК Сибири". Однако сам акт или надлежащим образом заверенная его копия в материалы дела представлена не была.
Согласно Республиканской программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014-2043 г., утвержденной Постановлением Правительства РБ от 28.02.2014 г. N 77, капитальный ремонт системы электроснабжения дома N ... по ул. " ... " запланирован на 2014-2018 гг.
Данное обстоятельство позволяет прийти к выводу о том, что начиная с ... , когда ОАО "Читаэнергосбыт" начало начислять истцу оплату за общедомовые нужды по показаниям ОДПУ, система электроснабжения жилого дома находилась в неудовлетворительном состоянии и нуждалась в капитальном ремонте.
Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В рассматриваемом случае сведения о том, что до установки общедомового прибора учета жилой дом был обследован в порядке, установленном указанным выше Приказом Минрегиона России, на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в целях определения возможности использования прибора учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, суду представлено не было, сведения о составлении акта в соответствии с приложением 2 к указанному приказу не представлены.
Согласно п.п. 137, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения) прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п.154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Аналогичные требования установлены пунктом 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что техническая возможность установки коллективного прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627, в данном случае не подтверждена, ввод прибора в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг, не осуществлен, в связи с чем данный прибор учета нельзя признать законно установленным, его показания не могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции, который признал незаконным использование показаний ОДПУ для расчетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и обязал произвести перерасчет в отношении истца, следует признать правильным.
Довод жалобы о том, что нарушение права истца выражено в факте доначисления платы за ОДН, произведенной ОАО "Читаэнергосбыт", правового значения для разрешения дела не имеет, так как в судебном заседании установлено, что общедомовой прибор учета, по показаниям которого осуществлен перерасчет платы за ОДН, установлен в нарушение законодательства.
Ссылка в жалобе на необоснованное непривлечение к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Энергосеть" основанием для отмены правильного по существу решения не является, поскольку оно на права или обязанности этого Общества не влияет.
Таким образом, обжалуемое решение является верным и нормам материального права не противоречит, оснований для его отмены не установлено.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в апелляционной жалобе не приведены иные доводы, которые могли бы повлиять на существо принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь изложенным и ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Н. Раднаева
Судьи: И.И. Мирзаева
Судьи: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.