Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Ивановой В.А., Тубденовой Ж.В.
при секретаре Гусельниковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Урбанова С.П. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об оспаривании действий
по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2016 года, которым постановлено:
- административное исковое заявление Урбанова С.П. удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ"N от 05.04.2016 года N03/16-12171 в части выводов о не соответствии вида разрешенного использования земельного участка "для размещения квартиры" территориальной зоне.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Коломчук Н.С., представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Старковой Ю.А., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Урбанов С.П. предъявил административный иск к Федеральной кадастровой палате в лице филиала по РБ (далее - филиал) и Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее - Комитет) и просил обязать отдел кадастрового учета филиала поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: " ... ", обязать Комитет предоставить Урбанову указанный земельный участок в собственность бесплатно.
Требования мотивированы тем, что Урбанов проживает по адресу: " ... ".
15 марта 2016 года Комитет принял решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной муниципальной собственности, без проведения торгов.
На основании этого решения Урбанов обратился в филиал Федеральной кадастровой палаты по РБ с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка.
05 апреля 2016 года филиал принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в котором указал, что: 1) вид разрешенного использования земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для территориальной зоны, в которой образуется земельный участок; 2) неверно указан кадастровый номер квартала, в котором расположен образуемый земельный участок.
Урбанов не согласен с решением филиала, ссылаясь на то, что земельный участок его соседа по дому поставлен учет с тем же видом разрешенного использования, что и земельный участок Урбанова.
В ходе рассмотрения дела Урбанов отказался от требований к Комитету, в указанной части производство по делу прекращено.
В остальной части иска районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель филиала поддержала доводы жалобы, представитель Комитета возражала против отмены решения.
2. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного по существу правильно.
В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета указано, что согласно сведениям, указанным в межевом плане, земельный участок с видом разрешенного использования "для размещения квартиры" формируется в территориальной зоне "Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами", тогда как в соответствии с градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, в основных видах разрешенного использования указанной территориальной зоны отсутствует вид разрешенного использования "для размещения квартиры".
Такое основание приостановления осуществления кадастрового учета нельзя признать законным.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами данной статьи.
Оспариваемое решение филиала о приостановлении осуществления кадастрового учета содержит ссылку на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в статье 22 данного Федерального закона. Среди них указан межевой план, который представляется при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (пункт 2 части 1 данной статьи).
Требования к межевому плану содержатся в статье 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 данной статьи межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Часть 6 данной статьи предусматривает, что в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.
Урбанов представил в орган кадастрового учета межевой план, решение Комитета о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которым утверждена схема расположения земельного участка, и саму схему, выполнив тем самым условия, указанные в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" о предоставлении необходимых документов.
Несоответствия формы и содержания межевого плана и прилагаемой к нему схемы положениям данного Федерального закона не усматривается.
Ссылки органа кадастрового учета на положения части 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" нельзя принять во внимание.
Согласно указанной норме образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории содержатся в статье 11.10 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 14 данной статьи в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
По смыслу данной нормы в решении необязательно указывать одновременно и территориальную зону и вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
В решении Комитета от 15 марта 2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка указана территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж1). Следовательно, требования закона в данном случае соблюдены.
Оснований устанавливать соответствие вида разрешенного использования земельного участка видам разрешенного использования, предусмотренным для территориальной зоны, у органа кадастрового учета не имеется, поскольку закон такого положения не предусматривает.
То обстоятельство, что в Реестре объектов недвижимости должны содержаться сведения о видах использования земельного участка, не свидетельствует об обоснованности приостановления осуществления кадастрового учета.
В пункте 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, указано, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Урбановым представлено решение Комитета о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, поэтому орган кадастрового учета может внести сведения о видах разрешенного использования на основании указанного решения.
Также следует учитывать, что земельный участок находится в пользовании Урбанова с 1993 года, когда градостроительные регламенты еще не были приняты.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что земельный участок самовольно использовался Урбановым, несостоятельны. Урбанов с 1993 года является собственником жилого помещения, расположенного на земельном участке, поэтому земельный участок находится в его пользовании на законном основании.
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, оснований считать, что представленные Урбановым документы не соответствуют требованиям части 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не имеется.
Также районный суд обоснованно учел следующие обстоятельства.
Дом, в котором проживает Урбанов, является двухквартирным.
Урбанов является собственником квартиры N " ... ", собственником квартиры N ... является П.
30 июля 2013 года П. предоставлен земельный участок по адресу: " ... ". Участок поставлен на кадастровый учет по категории земель: земли населенных пунктов - для размещения квартиры.
При таких же обстоятельствах земельный участок Урбанова на кадастровый учет не поставлен, что противоречит конституционным принципам справедливости и равенства и препятствует реализации Урбановым законного права на приобретение земельного участка.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2016 года по административному иску Урбанова С.П. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра", Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об оспаривании действий оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.