Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моисеева В.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки
по апелляционной жалобе Моисеева В.П. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 июня 2016г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Моисеева В.П., представителя Управления Росреестра по РБ Бурдуковскую Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моисеев В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: " ... ", с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", и обязании ответчика произвести государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о праве собственности.
В обоснование требований истец указал, что на основании договоров купли-продажи от 20.02.2014г. N " ... " и N " ... " приобрел указанные земельные участки, обратился в регистрирующий орган с полным пакетом документов для регистрации перехода права собственности, однако получил отказ, который является незаконным, нарушает его права.
В судебном заседании Моисеев В.П. поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по РБ Бурдуковская Е.И. просила в отказать в удовлетворениииска, ссылаясь на законность действий регистрирующего органа.
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов РБ Будунов А.А., Исаков А.В. пояснили, что их права при рассмотрении спора не затрагиваются.
Представители заинтересованных лиц Министерства экономики РБ, Министерства имущественных и земельных отношений РБ в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.
Обжалуемым решением требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Моисеев В.П. просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указал, что основанием отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки может являться несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, однако в сообщении об отказа в регистрации речь идет об ином обстоятельстве - отнесении земельных участков к "особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям". Ссылка ответчика на п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ необоснованна, поскольку он утратил силу. Законодательство не содержит запрета на нахождение земельных участков, отнесенных к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в частной собственности граждан и запрет на государственную регистрацию права собственности на такие участки. Суд при рассмотрении дела нарушил п.8 ст.84 КАС РФ, пп.3 п.4 ст.180 КАС РФ, судом не выносилось определение о привлечении заинтересованных лиц к участию в административном деле или об отказе в этом.
В заседании суда апелляционной инстанции Моисеев В.П. поддержал доводы жалобы, против которых возражала представитель Управления Росреестра по РБ Бурдуковская Е.И.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела видно, что между МКУ " ... "" и Моисеевым В.П. заключены договоры купли-продажи земельных участков N " ... " и N " ... " с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", расположенных по адресу: " ... "", относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства с правом строительства жилых домов".
30.09.2015г. Моисеев В.П. обратился с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на указанные земельные участки. 29.02.2016г. Управлением Росреестра по РБ Моисееву В.П. в государственной регистрации права собственности на указанные участки отказано на основании абз. 4, пункта 1, ст. 20 Федерального Закона от 21 июля 1997г. N 122.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, проанализировав в совокупности положения ст.ст. 7, 77, 78, 79 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, пришел к обоснованному выводу, что регистрирующим органом не было допущено нарушение закона и прав Моисеева В.П.
Как установлено п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.13 Закона о государственной регистрации прав при государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Пунктом 1 ст.20 данного закона указаны основания для отказа в государственной регистрации прав, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При правовой экспертизе представленных для регистрации документов регистрирующим органом было установлено, что по сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... " полностью входят в зону "Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства РБ от 20.12.2012г. N772 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается". Данные сведения имеются также и в кадастровых паспортах на земельные участки, которые были представлены на регистрацию.
Указанное обстоятельство обоснованно послужило основанием для отказа в регистрации права собственности на спорные участки.
Согласно подп.8 п.1 ст.1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается ч.4 ст.79 ЗК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.16 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III (ред. от 17.12.2015) "О земле" перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Возможность дачного строительства на таких участках как одного из видов разрешенного использования, который может быть изменен, законом не предусмотрена.
Данные обстоятельства подтверждают также положения статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащих закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, дачное строительство в этот перечень не входит.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку земельные участки относятся к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, что отражено в государственном кадастре недвижимости, изменить вид разрешенного использования для таких угодий на дачное строительство возможно только после изменения категории такого рода земель, что применительно к спорным участкам сделано не было.
С учетом изложенного, поскольку документы, представленные для регистрации, не соответствовали требованиям закона, суд обоснованно не нашел оснований для признания отказа в государственной регистрации перехода права собственности незаконным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, потому основанием для отмены решения служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.