Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петровской О. В.,
судей Лузянина В. Н.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре судебного заседания Пермяковой Е. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султаншина Р.З. к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области", страховому акционерному обществу "ВСК", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании убытков
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., представителей ответчиков Захаровой Н. В. (доверенность от " ... "), Пахарькова П. А. (доверенность от " ... "), возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Султаншин Р. С. (с учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) обратился с иском к ФКУ "Военный комиссариат ... ", страховому акционерному обществу "ВСК" (далее по тексту АО "ВСК", "страховая компания") о взыскании убытков.
В обоснование иска указал, что в период прохождения срочной военной службы (1994 - 1996 годы) принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. 28 января 1996 года получил ранение. Заключением военно-врачебной комиссии госпиталя признан ограниченно годным к службе вследствие военной травмы и уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по болезни на основании приказа командира в/ч N от " ... " года. В установленном законом порядке 16 октября 1996 года (до истечения одного года после увольнения со службы) ему установлена N группа инвалидности вследствие военной травмы.
На основании ст. 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" истец подлежал обязательному государственному личному страхованию на случай увечья (ранения, травмы, контузии). В силу п. 3 ст. 18 Закона при получении военнослужащими в связи с исполнением ими обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания.
Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 05 апреля 1993 года N 295 в случае получения застрахованным в период прохождения служб (военных сборов) тяжелого ранения установлена выплата в размере 10 окладов денежного содержания (месячных минимальных размеров оплаты труда). Одновременно предусматривается страховая выплата в виде 25 окладов денежного содержания (месячных минимальных размеров оплаты труда) в случае установления застрахованному третьей группы инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы.
В нарушение положений Инструкции "О порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 1993 года N 246) АО "ВСК" не уведомило истца об открытии на его имя лицевого счета и перечислении на этот счет страховой суммы за тяжелое ранение в сумме N руб. (в ценах до деноминации) Поэтому истец был лишен возможности пользоваться этим счетом, в связи с чем понес убытки в сумме N руб N коп.
Для реализации права на получение страхового обеспечения в соответствии с п. 19 вышеуказанной инструкции, " ... " истец обратился в военкомат Талицкого района Свердловской области о выплате страхового обеспечения и единовременного пособия. Представленный военкоматом пакет документов в АО " ВСК" для производства спорных выплат, содержал не все документы. При получении ответа страховой компании о недостающих документах (копии справки ВТЭК об установлении инвалидности впервые, выписка из приказа об исключении Султаншина Р. З. из списков части), военкомат его об этом не известил, недостающие документы не предоставил.
До настоящего времени спорные выплаты он не получил, документы об установлении ему инвалидности впервые и исключении его из списков части не сохранились и восстановить их не представляется возможным.
Со стороны военкомата надлежащим образом не была исполнена обязанность обеспечения выплаты страхового обеспечения и единовременного пособия. По вине военкомата истец не получил полагающиеся ему N окладов денежного содержания в размере N руб. N коп. ( N), а также единовременное пособие в размере N руб. ( N руб. N коп. х N) и в связи с этим понес убытки, так как на сегодняшний день эти деньги обесценились из-за происходящих в стране инфляционных процессов.
На основании изложенного, истец просил взыскать с АО "ВСК" убытки в размере N руб. N коп., с ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" убытки за невыплаченное страховое обеспечение в размере N руб. N коп., невыплаченное единовременное пособие в размере N руб. N коп.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21 декабря 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение ПАО "Сбербанк России" в г. Талица.
В судебном заседании представитель истца Глухов С.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" исковые требования не признал.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, АО "ВСК", третьего лица - Отделения ПАО "Сбербанк России" в г. Талице в судебное заседание не явились, извещены.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Султаншина Р. З. отказано.
С таким решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что в результате невыполнения АО "ВСК" обязанности по уведомлению истца о перечисления денежных средств в сумме 632500 руб. (в ценах до деноминации), Султаншин Р. З. понес убытки. Одновременно понесены убытки и в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей сотрудников военкомата по формированию пакета документов в АО "ВСК" для получения страхового обеспечения и страховой выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу АО "ВСК" указало о законности и обоснованности решения суда.
В заседании судебной коллегии представители АО "ВСК", ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" полагали об отсутствии оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены. От истца представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны, третьи лица извещены надлежащим образом, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Султаншин Р.З. в период прохождения срочной военной службы в 1994 - 1996 годы принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики.
" ... " истец получил ранение, в связи с чем был эвакуирован в полевой госпиталь, затем в госпиталь ...
Заключением военно-врачебной комиссии госпиталя истец признан ограниченно годным к службе вследствие военной травмы и уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по болезни.
" ... " Султаншину Р. З. назначена пенсия по инвалидности ( N группа) вследствие военной травмы.
" ... " между Министерством обороны Российской Федерации акционерным обществом "Военно-страховая компания" (страховщик) был заключен договор об обязательном государственном личном страховании военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы Министерства обороны Российской Федерации.
Предметом данного договора являлось обязательное государственное личное страхование военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации (граждан, призванных на военные сборы), а также выплата военнослужащим, проходящим военную служу в органах управления, воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, и гражданам, призванным на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации, и членам их семей, страхового обеспечения на условиях и по нормам, установленных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от " ... " N.
" ... " истец обратился в АО "ВСК" с заявлением о выплате ему страхового обеспечения в связи с получением тяжелой военной травмы (приложение N к ст. 2 временной инструкции), в котором просил произвести выплату наличными деньгами почтовым переводом по домашнему адресу.
Как следует из платежного поручения от " ... " N АО "ВСК" перечислено N руб. N коп. (в ценах до деноминации) на вклад истца (Гос. стр. об МО (Пост. пр. 295 от 05.04.93 г.) Сбербанк N ... Л/с новый (т. N, л.д. N).
В соответствии с объяснениями истца вышеуказанные денежные средства он не получал.
Согласно информации Сбербанка России сведения по счетам, закрытым в период с 1996-1998 годы в базе данных отсутствуют (срок хранения документов-5 лет, срок хранения сведений о счетах- N лет (т. N, л.д. N).
" ... " истец через Военный комиссариат Талицкого района Свердловской области обратился в АО "ВСК" с заявлением о выплате страхового обеспечения и (или) единовременного пособия в связи с военной травмой при исполнении обязанностей военной службы (приложение 6а к пп."а"-"е" ст. 19 Инструкции). При этом просил произвести выплаты через отделение Сбербанка N г. Талицы Свердловской области (т. N, л.д. N).
" ... " Военным комиссаром Талицкого района Свердловской области в адрес руководителя АО "ВСК" были высланы документы для оформления страхового обеспечения в отношении истца (заявление, справка (приложение N), копия свидетельства о болезни (т. N, л.д. N).
Согласно ответу АО "ВСК" от " ... " на имя Военного комиссара Талицкого района для принятия решения о выплате страхового обеспечения истцу, необходимо дополнительно представить копию справки ВТЭК о первичном освидетельствовании, копию выписки из приказа об исключении Султаншина Р. З. из списков части (т. N, л.д. N).
В соответствии со ст. 18 ч. 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшим на момент получения истцом травмы, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов). При этом Порядок выплаты страховых сумм устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 ч. 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшим на момент получения истцом травмы, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов). При этом Порядок выплаты страховых сумм устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 1993 года N 295 "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" было установлено, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов об обязательном государственном страховании военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением (п. 1).
Согласно п. 2 данного Постановления размеры страховых сумм, подлежащих выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членам их семей, определялись исходя из окладов по должности, воинскому или специальному званию этих военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, установленных на день наступления соответствующего страхового события.
В случае получения застрахованным в период прохождения службы (военных сборов) тяжелого ранения (контузии, травмы, увечья) - 10 окладов денежного содержания (месячных минимальных размеров оплаты труда), легкого ранения (контузии, травмы, увечья) размер страховых сумм составлял 5 окладов денежного содержания (п. 3 пп. "в" Постановления), в случае установления застрахованному инвалидности в период прохождения службы (военных сборов) вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы (военных сборов) инвалиду 3 группы-25 окладов денежного содержания (п. 3 п.п. "б").
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года N N 4338-1, в редакции, действовавшей на момент страхового случая, при получении военнослужащими в связи с исполнением ими обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания.
Министерство обороны Российской Федерации приказом от 06 мая 1993 года N 246, утвердило Инструкцию о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобороны Российской Федерации от 02 февраля 1999 года N 55).
Из п. 1 указанной Инструкции следует, что она определяет правила страхования, порядок оформления документов и выплаты страховых сумм (далее - страховое обеспечение) по обязательному государственному личному страхованию офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, женщинам, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и призыву, гражданам, призванным на военные сборы (далее - военнослужащие), и членам их семей в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 295.
Пункт 9 данной Инструкции предусматривал, что выплата страхового обеспечения (единовременного пособия) производится в семидневный срок со дня получения Военно-страховой компанией всех необходимых документов, предусмотренных настоящей Инструкцией.
О назначении страхового обеспечения (единовременного пособия) Военно-страховой компанией высылается извещение каждому получателю, в котором указываются сумма, подлежащая выплате, а также номер и адрес отделения (филиала) Сберегательного банка Российской Федерации, в которое перечислена причитающаяся к получению сумма.
В случае отказа в выплате страхового обеспечения (единовременного пособия) Военно-страховая компания письменно сообщает об этом заявителям и в Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации с обязательной мотивировкой причины отказа.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании убытков в сумме N руб. N коп. с АО "ВСК", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность ответчика по выплате страхового обеспечения в сумме N руб. (в ценах до деноминации) была исполнена путем перечисления денежных средств на лицевой счет истца в отделении Сберегательного банка г. Талицы.
Действительно, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства об извещении истца о перечислении на его имя вышеуказанных денежных средств.
Вместе с тем, по смыслу и содержанию ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для взыскания убытков являются неправомерные действия ответчика, возникновение ущерба и причинно-следственная связь между неправомерными действиями ответчика и образованием у истца ущерба.
Вопреки доводам автора жалобы истец не доказал факт возникновения ущерба по причине неправомерных действий ответчика (АО "ВСК"). Доводы Султанщина Р. З. о неизвещении его о перечислении денежных средств, при выполнении страховой компанией обязанности по выплате страховой суммы, в совокупности не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи, вызвавшей причинение убытков. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец не получил спорную выплату, на протяжении длительного периода времени (около 15 лет) он не предпринимал действий, направленных на получение ответа по его обращению в 1996 году.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований к страховой компании, не имелось.
Одновременно судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии снований для удовлетворения требований Султаншина Р. З. к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" о взыскании убытков.
Как указано в п. 17 Инструкции об организации обязательного государственного личного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, при наступлении страховых случаев, указанных в статье 4 настоящей Инструкции, командир воинской части (районный военный комиссар) оформляет в двух экземплярах справку для решения вопроса о выплате страхового обеспечения, а в установленных законом случаях и единовременного пособия (Приложения NN 4, 5, 7, 8, 9, 10 к настоящей Инструкции) и в трехдневный срок направляет первый экземпляр справки и другие документы в Военно - страховую компанию. Второй экземпляр справки хранится в финансовой службе воинской части в течение трех лет.
В силу п. 18 Инструкции в целях своевременной выплаты страхового обеспечения (единовременных пособий) воинские части (районные военные комиссариаты) по месту службы (жительства) застрахованных либо членов их семей оказывают им содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для решения вопроса о праве на получение соответствующих сумм.
Согласно п.п. "в" п. 19 Инструкции в случае установления застрахованному инвалидности в период прохождения службы в Военно - страховую компанию оформляются и представляются следующие документы: справка (Приложение N 7 к настоящей Инструкции); заявление (Приложение N 6а к настоящей Инструкции); копия справки врачебно - трудовой экспертной комиссии с указанием группы инвалидности, причины и времени ее установления;
Таким образом, в силу приведенных требований, установленных нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, обязательным являлось предоставление в страховую компанию заверенной справки врачебно-трудовой экспертной комиссии с указанием группы инвалидности, причины и времени ее установления.
Указанная справка, выданная в установленном законом порядке, в материалы дела не представлена, у истца она отсутствует.
Как следует из материалов дела, Талицким районным военным комиссариатом документы для оформления страхового обеспечения, единовременной выплаты, в адрес страховой компании были представлены. Отсутствие в представленных документах справки ВТЭК в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) военного комиссариата не состояли. Истец не отрицал, что справка ВТЭК об установлении инвалидности впервые ему выдавалась, вместе с тем, в военный комиссариат им предоставлена не была. Справка для решения вопроса о выплате страхового обеспечения (именно этот документ обязаны оформить военные комиссариаты (воинские части) была предоставлена, и замечаний по порядку ее оформления не имелось.
Истец, обращаясь с заявлением о выплате страхового обеспечения, должен был знать требования, предъявляемые к порядку оформления документов на выплату единовременных пособий, в том числе и перечень необходимых документов. При этом оформление и предоставление документов в страховую компанию возлагается и на самого военнослужащего. Обратившись " ... " с заявлением о выплате страхового обеспечения, до " ... " года истец также каких-либо действий по разрешению его заявления, не предпринимал. Само по себе неизвещение военным комиссариатом истца о принятом АО "ВСК" решении об отказе в назначении спорных выплат, не влечет причинение убытков истцу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца-без удовлетворения
Председательствующий: Петровская О. В.
Судьи: Лузянин В. Н.
Редозубова Т. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.