Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Хохлова А.Н. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району о взыскании денежной компенсации,
по апелляционной жалобе истца на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 27.05.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца Хохлова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хохлов А.Н. обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району (далее по тексту - Управление, ответчик), в котором просил признать за ним право на назначение компенсации в связи с выполнением работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы с ... , взыскать с ответчика задолженность по выплате компенсации в связи с выполнением работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в размере ... руб., ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров - ... , ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы - ... руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с ... по ... принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в подтверждение чего ... Правительством Свердловской области ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ... истец впервые признан инвалидом ... , причина инвалидности - общее заболевание. В последующем истец ежегодно проходил освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы, в ходе которого ему подтверждались группа и причина инвалидности. Решением от ... Челябинского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, установлена причинная связь между имеющимися у истца заболеваниями, повлекшими инвалидность, и радиационным воздействием во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС. На основании указанного решения межведомственного экспертного совета ... заключением МСЭ истцу установлена ... инвалидности с указанием причины - заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. ... истец обратился в Управление с заявлением, в котором просил назначить ему с ... (дня первоначального установления инвалидности) ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью и ежегодную компенсацию за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренные п.п. 13, 15 ч. 1 ст. 14, ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон от 15.05.1991 N 1244-1). Письмом Управления от ... в удовлетворении заявления истца отказано со ссылкой на то, что право на получение компенсаций возникло у него только с момента обращения в Управление с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов. Истец полагает отказ незаконным, настаивает на том, что указанные компенсации входят в объем возмещения вреда здоровью и должны быть назначены за весь период установления причинно-следственной связи группы инвалидности и воздействия радиационных факторов при непосредственном участии в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, т.е. с ...
Представитель ответчика Женсагуров С.Е. просил в иске отказать.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области, представитель которого по доверенности Полехина Н.В. в письменном отзыве указала, что в полномочия Министерства финансов РФ не входит финансирование компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 27.05.2016 исковые требования Хохлова А.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, настаивая на наличии у него права на получение спорных компенсаций с ... , т.е. с даты установления ему инвалидности.
В заседание судебной коллегии ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. N 33-16470/2016 от 22.08.2016), своих представителей не направили.
При таком положении, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая отсутствие от участников по делу каких-либо ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Социальная защита граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Статьей 14 названного Закона предусмотрены следующие выплаты гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона:
- ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 13);
- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15).
Кроме того, в соответствии со ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона гражданам выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Пунктами 1-4 "Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 N 289, предусмотрено, что межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - МЭС), создается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на базе специализированного многопрофильного медицинского учреждения. МЭС обслуживает один или несколько федеральных округов Российской Федерации в зависимости от численности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, проживающих на закрепляемых за МЭС территориях. Основной задачей МЭС является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов. На МЭС возлагаются следующие основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2005 N 475 утвержден Перечень межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.
Как следует из материалов дела, установлено судом, Хохлов А.Н. в период с ... по ... был призван на специальные военные сборы, в ходе которых принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истец получал соответствующие компенсационные выплаты в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Заключением МСЭ от ... истец был признан инвалидом ... , причина инвалидности - общее заболевание. Впоследствии, в период ... в ходе ежегодных освидетельствований в МСЭ истцу подтверждали вторую группу инвалидности с указанием в качестве причины инвалидности общего заболевания. Данные обстоятельства подтверждены справками МСЭ в материалах дела (л.д. 14-17).
Решением N ... от ... Челябинского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, установлено, что имеющиеся у истца заболевания ... и инвалидность, установленная по данным заболеваниям, связаны с радиационным воздействием во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 13).
В соответствии со справкой N ... от ... , выданной истцу по результатам освидетельствования в Бюро N 39 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области", истец признан инвалидом ... бессрочно, причина инвалидности - заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д. 18).
... истцу Управлением выдано удостоверение как лицу, получившему заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и ставшему инвалидом (л.д. 9).
... Хохлов А.Н. обратился в Управление с заявлением о назначении ему с ... (со дня установления инвалидности) ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
... ответчик письмом отказал истцу в удовлетворении заявления, разъяснив, что право на вышеуказанную компенсацию возникло у истца с даты поступления в Управление заявления истца со всеми необходимыми документами, т.е. с ... (л.д. 10-12).
Отказывая в удовлетворении иска Хохлова А.Н. при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение компенсаций с ... по причине недоказанности причинно-следственной связи между заболеваниями, имевшимися у истца в период ... , и радиационным воздействием, полученным в период выполнения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельство, которое суд посчитал недоказанным, для разрешения спора правового значения не имеет, однако решение суда по существу является правильным, поскольку оснований для удовлетворения иска Хохлова А.Н. у суда первой инстанции в любом случае не имелось.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Порядок).
Согласно п. 5 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации;
копия специального удостоверения инвалида;
копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (пункт 7).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 утверждены "Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца".
Названными Правилами предусмотрено, что для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление, к которому прилагаются документы согласно перечню, предусмотренному Правилами. Предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормативными положениями назначение и выплата компенсаций, предусмотренных п.п. 13, 15 ч. 1 ст. 14, ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, носит заявительный характер и зависит от волеизъявления гражданина. Иного порядка назначения спорных выплат действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
С учетом изложенного, поскольку причинно-следственная связь между полученными истцом заболеваниями, повлекшими установление инвалидности, и радиационным воздействием вследствие выполнения им работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлена компетентным органом только ... , специальное удостоверение инвалида, предоставление которого вместе с другими документами для назначения ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью в силу п. 5 Порядка является обязательным, выдано истцу лишь ... , доказательств обращения к ответчику ранее указанной даты с заявлением о назначении спорных выплат истцом не представлено, правовых оснований для удовлетворения требований о признании права на назначение компенсации в связи с выполнением работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также взыскании указанных компенсаций за период, предшествующий ... , у суда первой инстанции не имелось.
Довод истца в апелляционной жалобе о наличии у него права на назначение спорных компенсаций с даты установления инвалидности ( ... ), не могут повлечь отмены решения, поскольку основан на ошибочном толковании закона. Как уже сказано выше, ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлено, что право на предусмотренные им льготы и компенсации дается с момента обращения на основании специального удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 27.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.