Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Локтина А.А.,
Протасовой М.М.
при секретаре Шевелевой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмаковой Л.И. к Государственному унитарному предприятию Свердловской области " Газовые сети" о перерасчете коммунальных платежей
по апелляционной жалобе представителя истца на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 16.06.2016.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шмакова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУП Свердловской области " Газовые сети" о возложении обязанности произвести перерасчет за услугу по газоснабжению за период с 16.12.2014 по 29.09.2015, о взыскании излишне уплаченной суммы в размере 9 352,59 рублей, неустойки за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 9 352,59 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей и штрафа.
В обоснование иска она указала, что является собственником кв. ... ГУП СО "Газовые сети" поставляет в дом газ. 16.12.2014 ответчик заменил прибор учета газа, по которому она подавала сведения о размере потребленной услуги, но начисление оплаты производилось по нормативу, при том, что она подавала показания по установленному счетчику, так как прибор учета по ее заявлению не был опломбирован.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, не соглашаясь с выводами суда, противоречащими системному толкованию норм закона, подлежащих применению по спору.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем истца Чесноковой Л.А. подержаны доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика - Шилоносова Н.В. и Костина Н.Е., указывая на п.21 549 Правил, полагали о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Заявки на опломбировку счетчика от истца не поступало, поэтому оплата за потребленный газ взималась по нормативу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала на то, что понесенные ею убытки составляют разницу между показаниями прибора учета газа за период с 16.12.2014 (дата установки прибора учета после замены) по 29.09.2015 (дата опломбирования прибора учета) и данными, полученными ответчиком с нее за потребление газа по нормативу.
Суд нашел необоснованными требования истца, с чем не соглашается судебная коллегия.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 названного Кодекса).
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, отнес к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (абзац третий части второй статьи 8).
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549. Данные Правила (в ред. от 15.04.2014) регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Правила предоставления коммунальных услуг не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, на что указано и Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2012 N 12793-АП/14В"О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354".
Таким образом, 549-е Правила являются обязательными как при заключении, так и при исполнении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Правила закрепляют требования к содержанию договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и предусматривают указание в договоре типа установленного прибора учета газа (при наличии), место присоединения его к газопроводу, а также в качестве его существенного условия периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (подпункт "к" пункта 15, подпункт "д" пункта 16).
Следовательно, установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу удостоверяет соответствие места фактического присоединения прибора учета месту, определенному в договоре в качестве его существенного условия.
Прибор учета газа согласно пункту 3 Правил является газовым оборудованием, в силу этого процесс монтажа этого прибора и ввода его в эксплуатацию подлежит техническому регулированию.
Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет форму подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Таким образом, установка пломбы на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу, является формой подтверждения соответствия места размещения этого прибора проектному положению, предусмотренному договором и обеспечивающему его готовность к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за потребленный газ.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предписывают определять объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета при их наличии.
Абзац первый пункта 27 Правил предусматривает, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки (ввода в эксплуатацию) поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
Под вводом в эксплуатацию средства измерений понимается документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (статья 2 Закона о единстве измерений). Кроме того, на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, распространяется действие Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 этого Закона передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении переданных, потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока их эксплуатации расчеты за энергоресурсы должны осуществляться с применением установленных в соответствии с законодательством расчетных способов определения количества энергоресурсов.
Таким образом, из изложенного следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 N 354 в целях реализации части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Следовательно, прибор учета потребленного газа определяется в качестве прибора учета, который может использоваться по назначению, только после ввода его в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломб.
Нарушение срока опломбирования не отменяет требования приведенных выше норм федерального законодательства о вводе прибора учета в эксплуатацию, является основанием для возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями поставщика газа.
Требование истца являетсяправомерным, основано на том, что поставщик газа несвоевременно произвел опломбирование прибора и за период до установки пломбы определял объем потребленного газа и оплату, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 21549-х Правил абонент обязан:
а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;
б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа;
в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки;
г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором;
д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования;0
е) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:
изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан;
изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений;
изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве;
изменение вида потребления газа;
ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации;
з) незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом;
и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки;
к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
А в соответствии с п. 22. этих Правил поставщик газа обязан, в частности, осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.
Из данных положением Правил не следует об обязанности потребителя в письменном виде подавать заявку на установку пломбы, которую поставщик газа обязан установить в месячный срок со дня установки им счетчика. Письменная заявка, по которой в пятидневный срок поставщик обязан установить пломбу, не исключает обязанность поставщика газа ввести в действие счетчик не позднее месячного срока с даты его установки и в случае, если заявка потребителем на установку пломбы не подана в письменном виде.
Таким образом, возражения ответчика основано на неправильном применении положений Правил относительно счетчиков учета им установленных, опломбировать которые он обязан не позднее месячного срока с даты установки, а при наличии письменной заявки потребителя - в течение пяти дней. Подача заявки ранее истечения месяца стимулирует потребителя оплачивать и за первый месяц после установки счетчика не по нормативу, а по показаниям прибора учета, о чем следует из Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указавшего на то, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).
Установив счетчик, взимая плату по нормативу, тем самым ответчик подтверждал свою осведомленность о том, что счетчик у истца не введен в действие, при том, что в силу закона он подлежал опломбировке в срок не позднее месяца со дня установки и при отсутствии заявки потребителя, при наличии которой не в месячный, а в пятидневный срок счетчик должен был быть опломбирован поставщиком энергии.
Принимая во внимание предоставленный для ответчика срок для опломбирования счетчика - не позднее одного месяца, взыскание убытков следует исчислять с января по сентябрь 2015 года, переплата составить 7770 рублей 14 копеек, что следует из данных, приведенных в расчете истца, не оспоренных ответчиком (л.д.6), неустойка за неудовлетворение требования истца о ее выплате в соответствии с требованиями ст. 29, 31 Закона "О защите прав потребителей" составит 7770 рублей, моральный вред с применением ст. 15 данного Закона судебная коллегия определяет в 500 рублей с учетом конкретных обстоятельств по данному делу о существенности и значимости нарушенного права истца, соответственно от данных сумм подлежит взыскать в пользу истца штраф согласно требованиям ст. 13 этого Закона.
В соответствии с требованиями ст.ст. 98,103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит разрешить вопрос о взыскании государственной пошлины.
Принимая во внимание изложенное, указывающее на неправильное применение судом материального закона, что в силу ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 16.06.2016 отменить, постановить по делу новое решение:
исковые требования Шмаковой Любови Ивановны удовлетворить частично:
взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" в пользу Шмаковой Любови Ивановны убытки в размере 7770 рублей 14 копеек, неустойку в размере 7770 рублей 14 копеек, моральный вред - 500 рублей, штраф в размере 8020 рублей 14 копеек, в местный бюджет госпошлину в размере 922 рубля.
Председательствующий: Мазанова Т.П.
Судьи: Локтин А.А.
Протасова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.