Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Полевщикова С.Н., Шабалдиной Н.В.
при секретаре Пархоменко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области к Чигвинцеву А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С., о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, налогу на имущество физических лиц за 2014 год, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Чигвинцева А.А. на решение Красногорского районного суда города Каменска - Уральского Свердловской области от 08 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного ответчика Чигвинцева А.А. - Кратц С.В., действующего на основании доверенности от 19 января 2016 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России N 22 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Чигвинцеву А.С., Чигвинцевой О.С., действующих в интересах несовершеннолетнего Чигвинцева А.А. о солидарном взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 129307 рублей, пени по земельному налогу в сумме 33266 рублей 39 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 7212 рублей.
В обоснование иска указано, что в 2014 году несовершеннолетний Чигвинцев А.А. являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, улица ... , площадью 4880 кв.м., кадастровый номер 66:45:0100349:74, и по адресу: Свердловская область, Каменский район, пгт. Мартюш, улица ... , площадью 1500 кв.м., кадастровый номер 66:12:5301005:108, а также нежилого здания АЗС, расположенного по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , строения (помещения), расположенного по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , квартиры, расположенной по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , в связи с чем у последнего возникла обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, которая не была исполнена в добровольном порядке.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Чигвинцев А.А., законные представители административного ответчика Чигвинцев А.С., Чигвинцева О.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились.
Представитель административного ответчика Чигвинцева А.А. - Кратц С.В., действующий на основании доверенности, в удовлетворении требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Указал, что административное исковое заявление не соответствует требованиям пункта 5 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования к законным представителям не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, налоговая база за 2014 год по земельному участку, расположенному по адресу: город Каменск-Уральский, ул. ... рассчитана неверно, поскольку в спорный период кадастровая стоимость земельного участка составляла 11000154 рубля 40 копеек.
Решением Красногорского районного суда города Каменска - Уральского Свердловской области от 08 июня 2016 года административное исковое заявление МИФНС России N 22 по Свердловской области к Чигвинцеву А.А., в лице законных представителей Чигвинцева Александра Сергеевича, Чигвинцевой Ольги Сергеевны, о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, пени на недоимку по земельному налогу, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год удовлетворен частично: с Чигвинцева А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С. солидарно взыскана задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 110207 рублей 60 копеек ОКТМО: 65740000; в сумме 400 рублей ОКТМО: 65712000 КБК 18210606022041000110; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 7212 рублей КБК: 18210601020041000110, ОКТМО: 65740000, а также государственная пошлина в доход бюджета МО "город Каменск-Уральский" в равных долях в сумме 3548 рублей 39 копеек.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Чигвинцев А.А., в лице представителя Кратца С.В., действующего на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что никаких материально-правовых требований налогового органа к Чигвинцеву А.А. не предъявлено, требования заявлены к законным представителям административного ответчика, при этом они не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства. Также указал, что налоговым органом необоснованно был уменьшен срок уплаты земельного налога.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Чигвинцева А.А. ( / / ) года рождения - Кратц С.В., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Административный ответчик Чигвинцев А.А., законные представители административного ответчика Чигвинцев А.С., Чигвинцева О.С., представитель административного истца МИФНС России N 22 по Свердловской области о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещенные заблаговременно и надлежащим образом, факсимильной связью, телефонограммой, почтовой корреспонденцией, в судебное заседание не явились. От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, а также возражения на апелляционную жалобу, согласно которым административный истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, с учетом мнения представителя административного ответчика Чигвинцева А.А. - Кратц С.В., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика, законных представителей административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика Чигвинцева А.А. - Кратц С.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения административного истца на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (пункт 1 статья 5 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетний Чигвинцев А.А. ( / / ) года рождения являлся в спорный период собственником земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, улица ... , площадью 4880 кв.м., кадастровый номер 66:45:0100349:74, земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Каменский район, пгт.Мартюш, улица ... , площадью 1500 кв.м., кадастровый номер 66:12:5301005:108, нежилого здания АЗС, расположенного по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , строения (помещения), гараж, расположенного по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , квартиры, расположенной по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , в связи с чем является плательщиком земельного налога, налога на имущество, однако данную обязанность последний не исполнил.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 22 по Свердловской области Чигвинцеву А.А. было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2014 год со сроком уплаты налогов до 01 октября 2015 года.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Чигвинцев А.А. налог не уплатил.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 22 по Свердловской области 11 августа 2015 года направлено требование N 1474 об уплате пени по земельному налогу со сроком уплаты до 18 сентября 2015 года, а также 16 октября 2015 года требование N 32819 от 08 октября 2015 года со сроком уплаты до 20 ноября 2015 года.
Требование налоговой инспекции в добровольном порядке исполнено не было.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования МИФНС России N 22 по Свердловской области, суд первой инстанции, проверив порядок взыскания налога, размер, сроки направления требования, сроки обращения в суд, пришел к выводу, о наличии у административного ответчика обязанности по уплате земельного налога за 2014 год, налога на имущество физических лиц, при этом принял во внимание кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года в сумме 11000154 рубля 40 копеек, а с августа 2014 года в сумме 2169000 рублей, взыскав задолженность по земельному налогу в сумме 110207 рублей 60 копеек.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога за 2014 год, а также налога на имущество физических лиц, данные выводы являются правильными, основаны на материалах дела.
В свою очередь, с доводами апелляционной жалобы административного ответчика Чигвинцева А.А. о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (пункт 3 статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 декабря 2013 года N 334-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 02 декабря 2013 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", установивший для физических лиц единый срок уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, данные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Данная норма соответствует положениям абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и указывает на календарную дату, начиная с которой начинают действовать положения актов законодательства о налогах.
Учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам является календарный год, нормы по изменению сроков уплаты налогов для физических лиц вступили в силу 1 января 2015 года, обязанность уплачивать налоги по новому единому сроку возникла у налогоплательщиков - физических лиц начиная с 2015 года, в том числе и при уплате налогов за налоговый период 2014 год.
В налоговом уведомлении, направленном в адрес административного ответчика 19 мая 2015 года, административным истцом был установлен срок для уплаты налогов не позднее 01 октября 2015 года, срок для добровольного исполнения требования об уплате налогов установлен до 20 ноября 2015 года, то есть по истечению срока для уплаты налога, на который ссылается административный ответчик. Вместе с тем обязанность административным ответчиком ни 01 октября 2015 года, ни 01 ноября 2015 года не была исполнена, данная обязанность не была исполнена и в срок, установленный в требовании об уплате налогов.
С учетом изложенного, доводы административного ответчика о нарушении порядка взыскания налога, уменьшения срока для уплаты земельного налога, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права.
Также несостоятельны доводы административного ответчика о том, что требования о взыскании обязательных платежей и санкций не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, вступившим с законную силу 15 сентября 2015 года, прямо предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке (глава 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оценивая доводы административного ответчика о нарушении судом норм процессуального права в связи с тем, что суд фактически рассмотрел требования налогового органа к административному ответчику несовершеннолетнему Чигвинцеву А.А., возложив обязанность по уплате налога на законных представителей, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетний Чигвинцев А.А. является налогоплательщиком земельного налога, налога на имущество. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (пункт 2 статьи 26).
С учетом приведенных норм, а также статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
Из материалов дела не следует, что несовершеннолетний Чигвинцев А.А. имеет доход, позволяющий ему самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов.
Представленные соглашение о согласии на распоряжение частью земельного участка, а также договоры аренды от 01 февраля 2016 года, копия титульного листа трудовой книжки не позволяют судебной коллегии сделать вывод о том, что у несовершеннолетнего Чигвинцева А.А. имеется доход, позволяющий исполнить обязанность по уплате земельного налога в сумме 110207 рублей 60 копеек, по налогу на имущество физических лиц в сумме 7212 рублей.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о взыскании с несовершеннолетнего Чигвинцева А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С. и Чигвинцевой О.С., задолженности по земельному налогу за 2014 год, налогу на имущество физических лиц за 2014 год являются правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, об отсутствии оснований у суда первой инстанции для возложения обязанности по уплате налога солидарно на налогоплательщика и его законных представителей, в связи с чем полагает необходимым изменить в данной части резолютивную часть решения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя административного ответчика, выраженную им в возражениях на административное исковое заявление, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда города Каменска - Уральского Свердловской области от 08 июня 2016 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в новой редакции:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области удовлетворить частично.
Взыскать с Чигвинцева А.А. ( / / ) года рождения, проживающего по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. ... , в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С., задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 110207 рублей 60 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 7212 рублей.
Взыскать с Чигвинцева А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С., в доход бюджета МО "город Каменск - Уральский" государственную пошлину в размере 3548 рублей 39 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Л.Г. Шурыгина
Судьи С.Н. Полевщикова
Н.В. Шабалдина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.