Свердловский областной суд в составе
судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Четиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению дачного некоммерческого партнерства "Крылья" об оспаривании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области,
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Крылья" обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование указало, что ему на праве собственности принадлежит несколько земельных участков. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области 08 июля 2015 года принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости этих земельных участков. Однако решение комиссии до настоящего времени не исполнено, данные по результатам пересмотра кадастровой стоимости и данные о новой кадастровой стоимости так и не внесены в государственный кадастр недвижимости. Полагая, что административными ответчиками допущено бездействие, административный истец просил:
- признать незаконным бездействие ответчиков по невнесению изменений по итогам рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с вышеназванным решением комиссии;
- обязать ответчиков внести соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости (л.д.6, 85-86).
В судебных заседаниях представитель административного истца требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Аписарова О.С. требования не признала. Суду пояснила, что решение комиссии о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков административного истца было получено Министерством. Оно обратилось к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, но исполнитель новую кадастровую стоимость не определил. Самостоятельно определять новую кадастровую стоимость Министерство не вправе, так как у него нет таких полномочий. Представитель филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области Гаврилова М.Л. требования не признала, пояснив, что бездействия филиал не допускал.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Этим же Федеральным законом установлен и порядок рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Статья 24.19 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В целях реализации вышеназванных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Министерством экономического развития Российской Федерации Приказом от 18 марта 2011 года N 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Названный Порядок предусматривает, что в течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомляет заказчика работ по определению кадастровой стоимости о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и одновременно направляет копии решения и документов, на основании которых такое решение принято (пункт 2).
Заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения (пункт 3).
Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использование достоверных сведений об объекте недвижимости (пункт 4).
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, имеющие следующие кадастровые номера: 66:06:4501020:1453, 66:06:4501020:2015, 66:06:4501020:2000, 66:06:4501020:2026; 66:06:4501020:2007, 66:06:4501020:2034, 66:06:4501020:1504, 66:06:4501020:2024, 66:06:4501020:2005, 66:06:4501020:2032, 66:06:4501020:2013, 66:06:4501020:2003, 66:06:4501020:2030, 66:06:4501020:2011, 66:06:4501020:2048, 66:06:4501020:2022, 66:06:4501020:2008, 66:06:4501020:2044, 66:06:4501020:2019, 66:06:4501020:2001, 66:06:4501020:2028 (л.д.10-20).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена по состоянию на 01 января 2011 года приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1459 на основании отчета об определении кадастровой стоимости от 01 декабря 2011 года N217-11. Работы по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости осуществлялись ООО "Оценка и Консалтинг" на основании государственного контракта от 05 мая 2011 года, заказчиком работ выступало Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (л.д.7-8, 58-62, 99-112).
08 июля 2015 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области принято решение N 245 о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков на основании недостоверности сведений об этих земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости. Недостоверность сведений заключалась в том, что при определении их кадастровой стоимости, эти земельные участки были неправильно отнесены к дачному некоммерческому товариществу "Рассоха", хотя фактически они находились в дачном поселке "Крылья". Комиссия решилапересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с учетом достоверных сведений об отнесении их к составу дачного поселка "Крылья" (л.д.7-8).
После принятия такого решения, Управление Росреестра по Свердловской области, как того и требует пункт 2 Порядка, уведомило заказчика работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, то есть Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, направив 13 июля 2015 года соответствующее письмо, приложив необходимые документы, предусмотренные Положением (л.д.98)
Данное извещение и документы Министерство по управлению Государственным имуществом Свердловской области получило 14 июля 2015 года (л.д.98). Соответственно, в силу пунктов 3 и 4 Положения, названное Министерство в течение 10 рабочих дней на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, обязано было обеспечить расчет кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, принадлежащих административному истцу, с учетом достоверных данных о них. После чего результаты расчета кадастровой стоимости передать в орган кадастрового учета, которым является филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области. Последний, в соответствии с предписаниями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", получив их, обязан был внести новые сведения в государственный кадастр недвижимости.
Однако, как установлено судом, получив из Управления Росреестра по Свердловской области вышеназванное уведомление и документы, необходимые для определения кадастровой стоимости, вместо совершения действий, указанных в пункте 3 и 4 Положения, то есть определения в течение 10 рабочих дней кадастровой стоимости с учетом достоверных данных о вышеназванных земельных участках, Министерство дважды (16 июля 2015 года и 13 августа 2015 года) направляло письма исполнителю работ по государственной кадастровой оценке "ООО "Оценка и Консалтинг" с требованием об определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с достоверными данными о них. Однако эти требования остались без ответа. Иных действий Министерство не совершало. До настоящего времени Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанности, возложенные на него пунктами 3 и 4 Положения не выполнены, кадастровая стоимость названных земельных участков в соответствии с решением комиссии о рассмотрении споров не определена, данные о кадастровой стоимости, определенной с учетом достоверных сведений о земельных участках, в орган кадастрового учета не предоставлены.
При таких обстоятельствах следует признать, что Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области допущено бездействие, выразившееся в несовершении вышеуказанных действий, обязанность совершения которых предусмотрена пунктами 3 и 4 Положения. Данное бездействие нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога, поскольку вопреки решению вышеназванной комиссии в течении длительного времени недостоверная кадастровая стоимость земельных участков до конца не пересмотрена, а от этого неправильного размера кадастровой стоимости административному истцу рассчитывается размер налога. Следовательно, по смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для удовлетворения заявленного требования об оспаривании бездействия данного Министерства и возложения на него обязанности по устранению допущенного нарушения. Срок для устранения данного нарушения следует установить равным 10 дням со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области об отсутствии у него обязанности и полномочий на определение кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с решением комиссии, являются несостоятельными, так как такая обязанность и полномочия на это возникают именно у него, как заказчика работ по определению кадастровой стоимости в силу федерального законодательства, а именно пунктов 3 и 4 Положения.
Определение кадастровой стоимости не должно было вызвать у Министерства каких-либо затруднений. Для данного расчета, исходя из действий, предусмотренных пунктами 1.3, 4.1 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 01 декабря 2011 года N217-11 следовало взять размер удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земли для земельных участков, расположенных в дачном поселке "Крылья", и умножить его на площадь каждого из вышеперечисленных земельных участков, принадлежащих административному истцу. Также истец мог использовать удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в дачном поселке "Крылья", утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1348-ПП (пункт 66 таблицы 1), который определен на основании указанного отчета.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области в данном случае бездействия не допущено, так как Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не представило ему новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков административного истца. Следовательно, у этого филиала до настоящего времени не возникло обязанности, установленной статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по внесению этих новых результатов в государственный кадастр недвижимости. И оснований для возложения на этого ответчика сейчас такой обязанности не имеется. В иске к этому ответчику следует отказать.
Заявленные административным истцом требования направлены на изменение содержащейся в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости, принадлежащих ему земельных участков. Вышеназванное решение комиссии не привело к изменению кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в государственном кадастре. С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявленные требования относятся к категории требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а поэтому в силу пункта 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное дело подсудно Свердловскому областному суду.
При удовлетворении требований с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу административного истца в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию 2000 рублей в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче административного искового заявления (л.д.44).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административный иск дачного некоммерческого партнерства "Крылья" к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области выразившееся в неопределении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:06:4501020:1453, 66:06:4501020:2015, 66:06:4501020:2000, 66:06:4501020:2026; 66:06:4501020:2007, 66:06:4501020:2034, 66:06:4501020:1504, 66:06:4501020:2024, 66:06:4501020:2005, 66:06:4501020:2032, 66:06:4501020:2013, 66:06:4501020:2003, 66:06:4501020:2030, 66:06:4501020:2011, 66:06:4501020:2048, 66:06:4501020:2022, 66:06:4501020:2008, 66:06:4501020:2044, 66:06:4501020:2019, 66:06:4501020:2001, 66:06:4501020:2028 в соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 08 июля 2015 года N 245 и в непредставлении в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости этих земельных участков.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу определить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501020:1453, 66:06:4501020:2015, 66:06:4501020:2000, 66:06:4501020:2026; 66:06:4501020:2007, 66:06:4501020:2034, 66:06:4501020:1504, 66:06:4501020:2024, 66:06:4501020:2005, 66:06:4501020:2032, 66:06:4501020:2013, 66:06:4501020:2003, 66:06:4501020:2030, 66:06:4501020:2011, 66:06:4501020:2048, 66:06:4501020:2022, 66:06:4501020:2008, 66:06:4501020:2044, 66:06:4501020:2019, 66:06:4501020:2001, 66:06:4501020:2028 в соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 08 июля 2015 года N 245 и предоставить в орган кадастрового учета информацию о произведенном определении кадастровой стоимости этих земельных участков.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу Дачного некоммерческого партнерства "Крылья" 2 000 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
В удовлетворении административного иска к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.