Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 сентября 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Кокориной Т.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Кокорина Т.В. 05 августа 2016 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым N по адресу: "адрес", на котором расположен индивидуальный малоэтажный жилой дом. Кадастровая стоимость земельного участка определена в рамках проведенной исполнителем ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в 2012 году оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области. Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении кадастровой стоимости от 23 октября 2012 года N 05-ГКОЗНП-29-2012, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации жилого дома. В ходе оценочных работ исполнитель отнес спорный земельный участок к первой группе видов разрешенного использования, к которой относятся земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки. Вследствие чего кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 3 547 140 руб., применяется для целей налогообложения с 01 января 2014 года. В то же время перечень объектов, подлежащих оценке в рамках выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Архангельской области, содержит сведения о классификационном коде видов разрешенного использования спорного земельного участка - 142001010000, который в соответствии со Сборником классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 12.10.2011 N П/389, характеризует вид использования земель для индивидуальной жилой застройки. Полагает, что в ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель исполнителем использованы недостоверные сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка, что привело к необоснованному завышению величины его кадастровой стоимости, нарушению прав истца как налогоплательщика. Просит обязать ответчика исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка на 05 июня 2012 года исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 2 группе видов разрешенного использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Архангельской области.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительства Архангельской области, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район", администрации муниципального образования "Октябрьское", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки не сообщили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
В отзыве на иск Правительство Архангельской области указало, что, утверждая на территории Архангельской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, Правительство действовало в рамках предоставленных ему полномочий. Отнесение земельных участков к группам видов разрешенного использования производится оценщиком, следовательно, выявить и устранить ошибку в отчете об определении кадастровой стоимости может только оценщик в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту на проведение работ по оценке. Изменения в постановление Правительства Архангельской области могут быть внесены только после представления Управлением Росреестра, как представителем заказчика работ по государственной кадастровой оценке земель, результатов пересчета кадастровой стоимости спорного земельного участка. Поскольку Правительство не обладает полномочиями по выявлению кадастровых ошибок в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков, а также полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, оно является ненадлежащим ответчиком по делу.
Из отзыва администрации муниципального образования "Октябрьское" на иск следует, что земельный участок с кадастровым N, на котором построен индивидуальный жилой дом, находится в зоне усадебной застройки, и изначально предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома. Данный жилой дом не является среднеэтажным или многоэтажным.
В отзыве на иск администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" исковые требования Кокориной Т.В. поддержала.
Из отзыва ФКП Росреестра на иск следует, что кадастровая стоимость земель населенных пунктов определена в рамках государственного контракта от 15 августа 2012 года N 85Д/2012, заключенного Росреестром с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года утверждены постановлением Правительства Архангельской области N 595-пп от 18.12.2012, согласно которому кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по 1 номеру вида разрешенного использования (удельный показатель кадастровой стоимости - 2 364,76 руб./кв.м.) и составляет 3 547 140 руб. Кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка орган кадастрового учета не определял, эти работы выполняло ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", в полномочия которого входит группировка объектов оценки. Следовательно, ФКП Росреестра является ненадлежащим ответчиком по делу.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кокорина Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, для эксплуатации жилого дома.
Постановлением Правительства Архангельской области N 595-пп от 18.12.2012, вступившим в силу с 01.01.2013, утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012. Кадастровая стоимость данного земельного участка составила 3 547 140 руб.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
При этом, исходя из содержания ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Пункт 2 ч. 1 ст. 28 данного Федерального закона определяет кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости как воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу п.п. 11, 14 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и о разрешенном использовании земельного участка.
Судом установлено, что на основании договора дарения индивидуального жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым N находится на землях населенных пунктов, предназначен для эксплуатации жилого дома.
На данном земельном участке расположен двухэтажный индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за Кокориной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ.
15 августа 2012 года между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заключен государственный контракт N 85Д/2012 на выполнение работ по теме "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель".
В результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке исполнителем работ - Ярославским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" спорный земельный участок был отнесен к 1 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки) и его кадастровая стоимость определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для данной группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале "данные изъяты" равном 2 364,76 руб./кв.м.
Статьей 24.25 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
На момент проведения в 2012 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области группировка земельных участков по видам разрешенного использования осуществлялась на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен, и фактически осуществляемого владельцем участка.
Пункт 1.2 указанных Методических указаний определяет кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 групп видов разрешенного использования, в частности: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (подпункт 1.2.1); для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (подпункт 1.2.2).
По смыслу подпункта 2.2.4 Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым N определен как "для эксплуатации жилого дома". Данный вид разрешенного использования не является определенным, допускает различное толкование, поэтому отнесение вида разрешенного использования земельного участка к группам, указанным в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом фактического использования такого земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления.
Судом установлено, что спорный земельный участок используется Кокориной Т.В. для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Согласно Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Октябрьское" спорный земельный участок находится в территориальной зоне усадебной застройки. Основные виды разрешенного использования земельного участка для указанной зоны: малоэтажная жилая застройка с ведением личного подсобного хозяйства на приусадебном участке.
Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка "для эксплуатации жилого дома" соответствует основному виду разрешенного использования, утвержденному Правилами землепользования и застройки для данной территориальной зоны, и должен был быть отнесен оценщиком к 2 группе видов разрешенного использования.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств обоснованности отнесения его к 1 группе видов разрешенного использования.
С учетом фактического использования земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома требование Кокориной Т.В. о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 2 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения жилых домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (п.п. 1.2.2 Методических указаний), подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Архангельской области N 595-пп от 18.12.2012 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам.
В соответствии с данным постановлением удельный показатель кадастровой стоимости для 2 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) в кадастровом квартале "данные изъяты" составляет 548,19 руб./кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N должна составлять 822 285 руб. (548,19 руб./кв.м. х "данные изъяты" кв.м. = 822 285).
Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что указанный в административном иске земельный участок расположен в зоне малоэтажной (усадебной) застройки и фактически используется для эксплуатации и обслуживания индивидуального двухэтажного жилого дома, то суд приходит к выводу о том, что для целей государственной кадастровой оценки этот земельный участок следовало отнести к группе видов разрешенного использования, предусмотренной подпунктом 1.2.2 Методических указаний - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, неполнота содержащихся в правоустанавливающих документах и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка, сособственником которого является административный истец, привела к искажению результатов государственной кадастровой оценки этого объекта.
Изложенное свидетельствует о наличии в сведениях об указанном земельном участке, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, кадастровой ошибки в величине его кадастровой стоимости.
В силу положений ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка исправляется органом, осуществляющим кадастровый учет, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, в частности, выявление кадастровой ошибки, заключающейся в неверном определении в отчете от 23 октября 2012 года N 05-ГКОЗНП-29-2012 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области и постановлении Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп величины кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N в связи с ошибочным отнесением оценщиком этого объекта оценки к группе видов разрешенного использования, указанной в п.п. 1.2.1 Методических указаний, суд возлагает обязанность по ее исправлению на уполномоченный орган - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Поскольку обстоятельства, позволяющие отнести земельный участок с кадастровым N к группе видов разрешенного использования, указанной в п.п. 1.2.2 Методических указаний, существовали на дату проведения работ по государственной кадастровой оценке и могли быть установлены путем запроса дополнительных сведений, суд полагает возможным указать на то, что измененная кадастровая стоимость этого объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а для целей налогообложения - также с учетом требований налогового законодательства.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Кокориной Т.В. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на дату кадастровой оценки (05 июня 2012 года), исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 2 группе видов разрешенного использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки), в размере 822 285 рублей.
Датой подачи искового заявления считать 05 августа 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.