Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Глушко А.Р., Ревякина А.В.
при секретаре
Венцеле А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Третьяченко Д.В. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Третьяченко Д.В, отказать.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения Третьяченко Д.В., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области Маневой А.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Третьяченко Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области (далее по тексту также - УПФ в г. Тюмени) об установлении факта тождественности между должностными обязанностями спасателя, начальника поисково-спасательной группы Тюменской областной службы экстренного реагирования (с 26.10.2011 года Государственное казённое учреждение Тюменской области "Тюменская областная служба экстренного реагирования") и должностными обязанностями спасателя, начальника поисково-спасательной группы МЧС России; признании незаконным решения УПФ в г. Тюмени N 170 от 20 января 2016 года об отказе в досрочном назначении Третьяченко Д.В. пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих работах; включении в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.16 п.1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях" периодов с 01.01.2001 года по 03.09.2009 года, и с 11.09.2009 года по 10.01.2016 года в должностях спасателя, начальника поисково-спасательной группы Тюменской областной службы экстренного реагирования (с 26.10.2011 года ГКУ ТО "Тюменская областная служба экстренного реагирования") и признании за Третьяченко Д.В. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 11 января 2016 года.
Истец Третьяченко Д.В. и его представитель Вишницкий А.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 26 февраля 2016 года (л.д.93), в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области Манева А.Н., действующая на основании доверенности от 15 сентября 2015 года (л.д.94), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Третьяченко Д.В., который в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июня 2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что спасатели ГКУ ТО "Тюменская областная служба экстренного реагирования" имеют обязанности и выполняют задачи, сходные с обязанностями и задачами спасателей МЧС России, также рискуют жизнью при выполнении постановленных задач, о чем свидетельствует Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Тюменской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, должностные инструкции, показатели статистики. Утверждает, что ГКУ ТО "Тюменская областная служба экстренного реагирования" входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также указывает, что с точки зрения риска отсутствуют различия в трудовых обязанностях в работе областных спасателей и спасателей МЧС. Полагает, что работа в должности спасателя, начальника поисково-спасательной группы дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. Считает, что деление спасателей на федеральных и региональных противоречит Конституции Российской Федерации, целям и задачам пенсионного законодательства Российской Федерации, предусматривающего снижение пенсионного возраста за работы, в том числе, связанные с риском для жизни, ущемляет права и законные интересы региональных спасателей. Утверждает, что стаж работы Третьяченко Д.В. в должности спасателя, начальника поисково-спасательной группы Тюменской областной службы экстренного реагирования (с 26.10.2011 года ГКУ ТО "Тюменская областная служба экстренного реагирования") подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФ в г. Тюмени, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июня 2016 года.
Из материалов дела следует, что решением УПФ в г. Тюмени " ... " от 20 января 2016 года Третьяченко Д.В., обратившемуся с заявлением о назначении пенсии 11 января 2016 года, было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 16 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью трудового стажа. При этом в стаж не включены периоды работы истца: с 01.01.2001 года по 03.09.2009 года, и с 11.09.2009 года по 10.01.2016 года в должностях спасателя, начальника поисково-спасательной группы Тюменской областной службы экстренного реагирования (с 26.10.2011 года - ГКУ ТО "Тюменская областная служба экстренного реагирования"), поскольку работодатель истца не входит в организационную структуру МЧС России.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Третьяченко Д.В., суд исходил из того, что Государственное казенное учреждение Тюменской области "Тюменская областная служба экстренного реагирования" не входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а лишь работа в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно- спасательных формированиях МЧС России дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из содержания трудовой книжки Третьяченко Д.В. следует, что он с 26 декабря 2000 года принят на должность спасателя в государственное учреждение Тюменской области "Тюменская областная служба экстренного реагирования". Распоряжением Правительства Тюменской области от 26 октября 2011 года изменён тип названного учреждения на Государственное казённое учреждение Тюменской области "Тюменская областная служба экстренного реагирования". В период с 01 января 2000 года до 11 января 2016 года (даты обращения к ответчику с заявление о досрочном назначении страховой пенсии) занимал должности спасателя, начальника поисково-спасательной группы.
Указанные учреждения не относятся к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являются службами, созданными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Это обстоятельство подтверждено документально, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
До 01 января 2002 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 16 части 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее возраста, установленного статьёй 8 указанного закона (для мужчин ранее 60 лет) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который с 01 января 2015 года применяется лишь в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей Федеральному законуN 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривалось, что лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2002 года законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России, то есть федерального органа исполнительной власти.
Положениями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г. предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (с 01 января 2015 года - лицам, указанным в п.16 части 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подп. "д" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. В соответствии с подп. "е" п. 2 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 551-О-П.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что место работы истца Государственное учреждение Тюменской области "Тюменская областная служба экстренного реагирования" (Государственное казенное учреждение Тюменской области "Тюменская областная служба экстренного реагирования") не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и что сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Поскольку все обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, решение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Третьяченко Д.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.