Судья Костромского областного суда Трифонова В.С. рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела правового обеспечения и государственного надзора инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3 на постановление Свердловского районного суда г.Костромы от 27 июня 2016года, вынесенное в отношении ООО "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13КоАП РФ.
Огласив жалобу,
УСТАНОВИЛА:
29 апреля 2016года начальником отдела правового обеспечения и государственного надзора инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в связи со следующим.
Здание, расположенное по адресу: "адрес", является объектом культурного наследия федерального значения "Воскресенская церковь, ХV11в.". Объект принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. N624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960года N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
03 декабря 2012года между Министерством культуры РФ(Заказчик) и ООО "данные изъяты"Подрядчик), имеющим лицензию Минкультуры России на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 23.10.2008года РОК 00227, был заключен Государственный контракт N N на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия(памятнике истории и культуры) религиозного назначения "Воскресенская церковь", расположенном по адресу: "адрес"(далее Объект).
На основании Государственного контракта от 18.12.2012года N N, заключенного между ООО "данные изъяты" и Министерством культуры РФ, авторский надзор и научное руководство на Объекте осуществляло ООО "данные изъяты"
ООО "данные изъяты" проводило работы на Объекте на основании согласованной Департаментом государственного имущества и культурного наследия "адрес" проектной документации и на основании разрешений, выданных Департаментом культуры Костромской области от 31.01.2013года N N и от 25.09.2014года N N.
02 апреля 2013 года ООО "данные изъяты" заключило Договор субподряда с ООО "данные изъяты" за N N, согласно которому ООО "данные изъяты" было поручено провести ремонтно- реставрационные работы на Объекте до 10.10.2013года. Разрешение уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия(далее Госорган) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ООО "данные изъяты" получено не было.
10 сентября 2014года между ООО "данные изъяты"и ООО "данные изъяты" было заключено дополнительное соглашение за N N к договоруN N от 02.04.2013 года, которым срок окончания работ на Объекте установлен не позднее 12.12.2014года. ООО "данные изъяты" за получением разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Госорган не обращалось, никаких документов, свидетельствующих о правомерности выполнения ООО "данные изъяты" работ на Объекте, не имеется.
При подаче заявления на выдачу разрешения на проведение работ ООО "данные изъяты" договор субподряда, а затем и дополнительное соглашение в Госорган представлено не было, в выданных разрешениях также не содержится информации о субподрядном договоре с ООО "данные изъяты"
Выполненные работы сдавались ООО "данные изъяты" по Актам о приемке выполненных работ по форме N N, подписывались Генеральным директором ООО "данные изъяты" и Генеральным директором ООО "данные изъяты" Так ООО "данные изъяты" выполнило следующие виды работ на объекте:
реставрация кирпичной кладки фасадов; инженерное укрепление кирпичной кладки четверика; реставрация кирпичной кладки сводов в интерьере; реставрация кирпичной кладки в интерьерах; воссоздание центрального барабана; реставрация кирпичной кладки в подклете четверика; отделочные работы в подклете; реставрация и воссоздание кирпичной кладки барабанов; устройство стропильных конструкций и покрытия главы на центральном барабане; устройство стропильных конструкций и покрытий глав на 4-х угловых барабанах; изготовление крестов на 4-х главах; ремонтно-реставрационные работы в приделе Николая Чудотворца; работы в интерьерах придела Николая Чудотворца; устройство перекрытия и кровли придела Николая Чудотворца; изготовление креста придела Николая Чудотворца; устройство полов придела Николая Чудотворца; ремонтно-реставрационные работы в северном приделе.
Последовательность и виды проводимых работ отображались в общем журнале производства работ.
Государственным контрактом регламентируется порядок взаимодействия ООО "данные изъяты" с государственными органами охраны объектов культурного наследия РФ и полученными от Государственного заказчика сведениями:
Глава1 "Предмет контракта"
п.1.2. Работы по настоящему Контракту выполняются на основании письменного разрешения на проведение указанных в п.1.1 настоящего Контракта работ, выданного соответствующим органом охраны памятников истории и культуры.
Глава 4 "Права и обязанности сторон"
п.4.3.7 Своими силами и средствами обеспечить получение всех необходимых профессиональных допусков, разрешений и лицензий на право производства работ и услуг, требуемых в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ.
п.4.3.13. Обеспечить соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с требованиями нормативных актов РФ.
п.4.3.17 В случае привлечения для выполнения работ третьих лиц Подрядчик несет полную ответственность за их действия перед государственным заказчиком.
Таким образом, ООО "данные изъяты", являясь юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, работая в соответствии с Государственным контрактом, не могло не знать об обязанности получать разрешения от Госоргана на производство работ по сохранению объектов культурного наследия и имело возможность действовать в соответствии с правилами и нормами, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО "данные изъяты" привлекается к административной ответственности за привлечение к выполнению работ на объекте культурного наследия субподрядной организации, не имеющей разрешения на выполнение работ.
Постановлением Свердловского районного суда г.Костромы от 27 июня 2016года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, в отношении ООО "данные изъяты" было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник отдела правового обеспечения и государственного надзора инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3 просит об отмене постановления суда, считая его незаконным.
Участники производства по делу об административном правонарушении извещены о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела от них не поступило. Оснований для признания обязательным их участия не имеется. В связи с этим жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников производства по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002года N73-ФЗ " Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи1 Федерального закона от 25 июня 2002года N73-ФЗ определяет объекты культурного наследия(памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона N73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст.40 указанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч.1ст.45 Федерального закона N73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч.6 ст.45 Федерального закона N73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Как следует из материалов дела ООО "данные изъяты" имеет лицензию Минкультуры России на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 23.10.2008года N.
03 декабря 2012года между Министерством культуры РФ и ООО "данные изъяты" был заключен Государственный контракт N на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия(памятнике истории и культуры) религиозного назначения "Воскресенская церковь", расположенном по адресу: "адрес"(л.д46-60).
ООО "данные изъяты" проводило работы на Объекте согласно согласованной Департаментом государственного имущества и культурного наследия "адрес" проектной документации.
31 января 2013 года ООО "данные изъяты" в Департаменте культуры Костромской области получило разрешение N на производство работ на Объекте(л.д101, 194).
02 апреля 2013 года ООО "данные изъяты" заключило Договор субподряда за N с имеющим лицензию Министерства культуры РФ N N от 12.03.2013года ООО "данные изъяты" согласно которому ООО "данные изъяты" было поручено провести ремонтно- реставрационные работы на Объекте до 10.10.2013года(л.д115-120).
В связи с аварийностью Объекта в период с 18.06.2013года по 25.11.2013года работы были приостановлены(Письмо Nот 18.06.2013г.(л.д.182), Письмо N от 18.07.2013года(л.д.180), Письмо N от 25.11.2013года(л.д.181).
30 декабря 2013года Письмом N Департамента культуры Костромской области Разрешение N от ДД.ММ.ГГГГ было продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
01 сентября 2014года ООО "данные изъяты" обратилось в Департамент культуры Костромской области за продлением Разрешения N от ДД.ММ.ГГГГ с целью завершения работ на Объекте.(Письмо N от 01.09.2014года(л.д.165).
На основании указанного письма Департаментом культуры Костромской области выдано Разрешение N от 25.09.2014года(л.д100,197).
Таким образом, Департаментом культуры Костромской области ООО "данные изъяты" дважды выдавались разрешения на проведение работ на Объекте, при этом оснований для отказа в его выдаче усмотрено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "данные изъяты" неоднократно уведомляло Государственного заказчика, Департамент культуры Костромской области, представителей авторского(ООО "данные изъяты" и технического(ОАО "данные изъяты" надзора о привлечении для выполнения работ на Объекте субподрядной организации ООО "данные изъяты" Данное обстоятельство подтверждается Журналом технического надзора(л.д.202-213), журналом авторского надзора(л.д.213-237), протоколом б/н от 21.06.2013года(л.д.188-189), протоколом б/н от 29.04.2013года(л.д.190-193), Письмом N от 25.07.2013года(л.д.162) и другими материалами дела.
Указанные сведения не послужили препятствием для выдачи Департаментом культуры Костромской области ООО "данные изъяты" разрешений на проведение работ на Объекте.
Кроме того, на момент заключения Государственного контракта, а также Договора субподряда, порядок выдачи разрешения на проведение работ на объектах культурного наследия определялся Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению
объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденныйПриказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811, редакция N1.
Пунктом 16.2 Регламента в указанной редакции предусматривался исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения Разрешения на проведение работ, а именно:
1)заявление о выдаче разрешения (Приложение N 5 к Регламенту), с указанием состава работ и мероприятий, с конкретными наименованиями участков объекта культурного наследия, на которых проводятся работы;
2) копии титульных листов научно-проектной и проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
3) копия договора на проведение авторского надзора;
4) копия договора на проведение технического надзора;
5) копия договора на проведение научного руководства;
6) акт историко-культурной экспертизы научно-проектной и проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Указанная редакция требований о предоставлении информации о привлекаемых заявителем субподрядных организаций не содержала, а разрешение на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия выдавалось только генеральному подрядчику.
Ни действующим законодательством, ни Договором субподряда с ООО "данные изъяты" не предусмотрена обязанность по получению ООО "данные изъяты" разрешения на имя субподрядной организации на проведение работ на Объекте, а также обязанность по проверке наличия у субподрядной организации указанного разрешения.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "данные изъяты" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, является правильным.
Постановлением Свердловского районного суда г.Костромы от 19 мая 2016года ООО "данные изъяты" признано виновным в нарушении требований ст.45 ч.1 Федерального закона от 25 июня 2002года N73-ФЗ при проведении ремонтно-реставрационных работ на Объекте, выразившихся в неполучении разрешения уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Указанное обстоятельство, вопреки доводам жалобы, не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного дела, а лишь свидетельствует о необходимости получения ООО "данные изъяты" разрешения на производство реставрационных работ на Объекте.
Доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку доказательств, тщательно исследованных судом, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановления суда, которое принятов соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления суда, по данному делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления суда и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6,30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление Свердловского районного суда г.Костромы от 27 июня 2016года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" оставить без изменения, а жалобу начальника отдела правового обеспечения и государственного надзора инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3- без удовлетворения.
Судья: В.С.Трифонова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.