Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации " ... " Невструева А.А. по его жалобе на постановление государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. от 12 мая 2016 года и решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 4 июля 2016 года,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. от 12 мая 2016 года глава администрации " ... " Невструева А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Невструев А.А. обратился с жалобой в Кировский районный суд г. Волгограда, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 4 июля 2016 года, постановление административного органа от 12 мая 2016 года - оставлено без изменения, а жалоба Невструева А.А. без удовлетворения.
В жалобе, подданной в Волгоградский областной суд, Невструев А.А. оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа от 12 мая 2016 года и решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 4 июля 2016 года, просит их отменить, производство по делу прекратить, также ходатайствует о восстановлении процессуального срока для обжалования решения судьи.
Из материалов дела следует, что решение Кировского районного суда г.Волгограда от 4 июля 2016 года получено защитником Невструева А.А. - Ф.Ю.В. 15 июля 2016 года (справочный лист), жалоба подана 25 июля 2016 года, следовательно, срок для обжалования решения судьи не пропущен.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника Невструева А.А. - Щ.Д.М., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является нарушения юридическими лицами и должностными лицами правил пожарной безопасности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с ст. 1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 года) "О пожарной безопасности" нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 года) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Правила противопожарного режима утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила). Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности. В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору старшим инспектором ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г.Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. материалов проверки сообщения о происшествии установлено, что главой администрации " ... " Невструевым А.А. допущены следующие нарушения:
- ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 13 минут по адресу: "адрес", участок территории (пустырь) у домовладения N " ... ", выявлены нарушения пунктов 19 и 77 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2014 года N113) (далее Правил), а именно на участке местности, где было локализовано горение, допущено складирование горючего бытового мусора (свалки), а также размещение сухой растительности (сухая трава и камыш);
- ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 54 минуты по адресу: "адрес", участок территории (пустырь) у домовладения N " ... ", выявлены нарушения пунктов 19 и 77 Правил, а именно на участке местности, где было локализовано горение, допущено складирование горючего бытового мусора (свалки), а также размещение сухой растительности (сухая трава и камыш);
- ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 39 минуты по адресу: "адрес", участок территории (пустырь) у домовладения N " ... ", выявлены нарушения пунктов 19 и 77 Правил, а именно на участке местности, где было локализовано горение, допущено складирование горючего бытового мусора (свалки), а также размещение сухой растительности (сухая трава и камыш);
- ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 36 минуты по адресу: "адрес", участок территории (пустырь) у домовладения N " ... ", выявлены нарушения пунктов 19 и 77 Правил, а именно на участке местности, где было локализовано горение, допущено складирование горючего бытового мусора (свалки), а также размещение сухой растительности (сухая трава и камыш);
- ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 25 минуты по адресу: "адрес", пер. Новокраматорский, участок территории (пустырь) у домовладения N " ... ", выявлены нарушения пунктов 19 и 77 Правил, а именно на участке местности, где было локализовано горение, допущено складирование горючего бытового мусора (свалки), а также размещение сухой растительности (сухая трава и камыш).
Указанные выше нарушение были квалифицированы должностным лицом, как нарушение требований пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Данные нарушения нашли своё подтверждение в ходе пересмотра постановления государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. от 12 мая 2016 года в суде первой инстанции и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что действия главы администрации " ... " Невструева А.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Невструев А.А. был незаконно привлечён к административной ответственности не уполномоченным на то должностным лицом - государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору, старшим инспектором ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" он, как Глава администрации " ... ", может быть привлечён к ответственности только судом, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
В силу части 1 статьи 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определён главой 23 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 настоящего Кодекса, при этом в силу части 2 статьи 23.34 КоАП РФ рассматривать указанные дела и назначать административные наказания от имени этих органов вправе, в частности, государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Приведённые выше положения закона свидетельствуют о том, что государственный инспектор г. Волгограда по пожарному надзору, старший инспектор ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. правомочен был рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Главы администрации " ... " Невструева А.А.
Каких-либо особых процедур привлечения должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности ни нормами КоАП РФ, ни иными нормативными правовыми актами федерального уровня не установлено.
Ссылка в жалобе на нормы статьи 72 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку указанная статья не регулирует правоотношения, связанные с привлечением соответствующих лиц к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что нарушен порядок привлечения к административной ответственности, поскольку нарушены требования статьи 27.8 КоАП РФ и п. 2.45 Приказа МЧС РФ от 31 марта 2011 года N156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны", основаны на неправильном понимании норм процессуального права.
Согласно п. 2.45 Приказа МЧС РФ от 31 марта 2011 года N156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны", после окончания действий сил и средств подразделений по ликвидации пожара начальником караула или дежурной смены подразделения, в районе выезда которого произошёл пожар, составляется акт о пожаре, рекомендуемый образец которого указан в приложении N 2.
Положения статьи 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обязывающие производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в присутствии их представителей и двух понятых, регулируют порядок применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, каковой является указанный выше осмотр.
Между тем, проведённый в рамках данного дела осмотр участков территории "адрес" не был направлен на достижение целей, указанных в части 1 статьи 27.1 КоАП РФ, не являлся мерой обеспечения. Составленный по итогам осмотра акт является одним из доказательств по делу, оцененным судом в совокупности с другими доказательствами по делу по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Довод о том, что глава администрации " ... " не является субъектом данного правонарушения нахожу несостоятельным.
Согласно пунктам 19 и 77 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2014 года N113), запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов. Руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с п. 2.3.43 Решения об утверждении положений администрациях районов Волгограда от 24 декабря 2010 года N40/1252 (в ред. решений Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N79/2433, от 5 февраля 2014 года N10/222, от 19 ноября 2014 года N21/642, от 11 марта 2015 года N26/793), администрация организует и контролирует в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района.
В силу п. 3.2 того же Положения, глава администрации осуществляет свою деятельность по руководству администрацией на основе единоначалия. Глава администрации несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на администрацию полномочий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения внутригородского района относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района.
Часть 2 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гласит, что Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.
В силу п. 2.3.29 решения Волгоградской городской Думы об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда от 24 декабря 2010 г. N40/1252 администрация " ... " организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Таким образом, представительным органом Волгоградской области -Волгоградской городской Думой были установлены специальные полномочия в отношении организаций по сбору и вывозу ТБО, а также ликвидаций несанкционированных свалок, следовательно на администрацию района возложены обязанности проводить мероприятия, связанные с предотвращением образования, выявления и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
При таких обстоятельствах, глава администрации " ... " Невструев А.А. является субъектом правонарушения, и в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено с учётом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Доводы, изложенные в жалобе, поданной Волгоградский в областной суд, сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, что полно отражено в решении судьи районного суда.
Каких-либо иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа от 12 мая 2016 года и судебного решения от 4 июля 2016 года жалоба не содержит.
Постановление государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. от 12 мая 2016 года о привлечении главы администрации " ... " Невструева А.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении главы администрации " ... " Невструева А.А, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
постановление государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД и ПР по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ОНД и ПР по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области К.Е.В. от 12 мая 2016 года и решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 4 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации " ... " Невструева А.А. , оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.