судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Куденко И.Е.,
при секретаре: Бобровской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж и по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 14 июля 2016 года, которым
было отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности ФИО2, полагавшую, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился с иском к ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда о возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж и по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что решением ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости ему было засчитано 9 лет 11 месяцев 23 дня. Однако, по его мнению, незаконно отказано во включении периодов работы: в Светлоярском специализированном ремонтно-монтажном управлении треста " ... " с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера, а также в СМУ-2 треста " ... " с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера ввиду отсутствия доказательств занятости на строительстве зданий и сооружений.
Полагал, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в области пенсионного обеспечения, так как совокупность представленных им доказательств свидетельствует о праве на включение указанных периодов работы в страховой стаж и, как следствие, о наличии правовых оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, просил признать незаконным оспариваемое решение, возложить обязанность на ГУ УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда по включению указанных периодов работы в страховой стаж, а также по назначению досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что суд не обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных им требований, не принял во внимание, что наименование организаций свидетельствует о выполнении им работ по строительству зданий и сооружений. Утверждает, что судом не дана надлежащая оценка показаниям допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться:
Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий, работа в которых дает право на государственную пению на льготных условиях и в льготных размерах";
Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В оспариваемые истцом периоды работы истца действовало Постановление Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 г. в соответствии со списком N 2 раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" которого, право на досрочное назначении пенсии было предоставлено
мастерам (десятникам), занятым на строительстве зданий и сооружений.
Необходимо отметить, что мастер строительных и монтажных работ - это полное наименование должности в соответствии с общесоюзным (общероссийским) классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения возникшего спора является наличие доказательств занятости на работе и в должностях, предусмотренных списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 г.
Как следует из трудовой книжки истца, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Светлоярском специализированном ремонтно-монтажном управлении треста " ... " в должности мастера, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в той же должности в СМУ-2 треста " ... "
Обращаясь в суд с иском, истец ссылался на незаконность решения пенсионного органа, поскольку в оспариваемые периоды времени был занят на работах по строительству зданий и сооружений.
Действительно из наименования учреждений, в которых протекала трудовая деятельность истца, прослеживается характер выполняемых ими работ.
Однако, из представленной истцом архивной справки, выданной архивным отделом Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ за период работы в Светлоярском СРМУ треста " ... " с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также из документальной проверки, проведенной специалистом УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда в МКУ "ВГА" за период работы в СМУ-2 треста " ... " с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по представленным и первичным документам следует, что занятость истца на работах по строительству зданий и сооружений не подтверждена.
Более того, из архивной справки усматривается, что истец был уволен из Светлоярского СРМУ треста " ... " с должности мастера участка отдела главного механика, что в свою очередь также опровергает его утверждение о выполнении работ на строительстве зданий и сооружений.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении иска о включении оспариваемых периодов работы истца в страховой стаж, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сам по себе факт работы ФИО1 в должности мастера, поименованной списком N 2 утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 г. при отсутствии документального подтверждения выполнения работ по строительству зданий и сооружений, не свидетельствует об обоснованности заявленных им требований.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ истец достиг возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ, но не выработал необходимый страховой стаж на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению страховой пенсии по старости с даты обращения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на ненадлежащую оценку судом первой инстанции показаний свидетелей, является несостоятельной, поскольку в силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в п. 3, 4 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются: документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления; справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.
В соответствии с п. 38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства от 2 октября 2014 г. N 1015 при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.
Поскольку первичные документы о работе истца находятся в архиве и не утрачены в связи со стихийным бедствием или по вине работодателя, в силу вышеуказанных норм материального права характер работы в оспариваемые периоды не подлежит подтверждению показаниями свидетелей.
Довод апелляционной жалобы о том, что наименование учреждений, в которых протекала трудовая деятельность истца, свидетельствует о наличии права на включение оспариваемых периодов в страховой стаж, является несостоятельным, поскольку, как указано ранее, в материалы дела не представлено доказательств выполнения работ в должности мастера непосредственно при строительстве зданий и сооружений.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 14 июля 2016 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.