Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Козлова А.М.
судей Ганченковой В.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Нуянзиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Емелькиной А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Емелькина А.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указала, что согласно договору социального найма она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты". Вместе с ней проживают: муж Е.А.И., сын Е.А.А., дочь С.Т.А., зять С.А.М., внучка С.Т.А. На основании заключения межведомственной комиссии занимаемое ими жилое помещение по вышеуказанному адресу признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
Просила обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей, а также членам её семьи благоустроенное изолированное жилое помещение - трехкомнатную квартиру, отвечающую санитарным и техническим нормам, находящуюся в черте городского округа Саранск, общей площадью не менее 54,8кв.м, жилой площадью не менее 38,3 кв.м.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2016 г. в удовлетворении заявленных требований Емелькиной А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Емелькина А.Н. просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что: жилой дом, в котором проживает она и её семья, признан непригодным для проживания, в связи с чем ответчик обязан предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение; её права на получение жилого помещения в связи с незаконным переносом сроков переселения путем внесения изменений в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы" нарушены; ответчик обязан предоставить её семье вне очереди благоустроенное жилое помещение, так как техническое состояние жилого помещения представляет опасность для жизни и здоровья.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель Емелькиной А.Н. - Дадаева О.В., Е.А.И., Е.А.А., С.Т.А., О.В.Б., Л.А.С. не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Емелькина А.Н. и её представитель Фролова Л.В., С.А.М., представитель О.В.Б. - Ерзин Р.М., Л.Е.Ф., О.В.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. просила апелляционную жалобу отклонить, оставив решение суда без изменения.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Емелькина А.Н. является нанимателем в соответствии с договором социального найма N "данные изъяты" от 26 февраля 2010 г. и проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты"
Совместно с нанимателем в жилом помещении проживают члены её семьи: муж Е.А.И., сын Е.А.А., дочь С.Т.А., зять С.А.М., внучка С.Т.А.
С.Т.А. со своей семьей из трех человек состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18 апреля 2008 г., общая очередь N "данные изъяты", на государственную поддержку N "данные изъяты"
Емелькина А.Н. с семьей из двух человек (с супругом) состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27 ноября 2012 г., общая очередь N "данные изъяты", на государственную поддержку N "данные изъяты".
Е.А.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 27 ноября 2012 г., общая очередь N "данные изъяты", на государственную поддержку N "данные изъяты".
Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания от 26 декабря 2011 г. межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации г. Саранска от 29 августа 2005 г. N 2031-р, жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", признано непригодным для проживания, а дом аварийным и подлежащий сносу.
Согласно Постановлению Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г. N 1556 данное жилое помещение включено в перечень аварийных многоквартирных домов муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы".
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 07 сентября 2015 г. N2563 в вышеуказанную адресную программу внесены изменения и установлен новый срок переселения - 2 квартал 2017 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных Емелькиной А.Н. требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 49, 57, 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из того, что истица не признана малоимущей в установленном законом порядке.
Такие суждения районного суда являются правильными.
В соответствии с пунктом 1 части 2, частей 5, 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 N 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009г. N 376-О-П, от 19 октября 2010 г. N 1328-О-О, от 26 мая 2011 г. N 643-О-О).
При этом Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, государство одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Следовательно, жилое помещение истице могло быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно: в силу части 2 статьи 49, части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Судом первой инстанции установлено, что Емелькина А.Н. малоимущей не признана. На это обстоятельство истица в ходе рассмотрения дела не ссылалась, соответствующие доказательства не представляла. Поэтому вопрос о предоставлении ей жилого помещения по договору социального жилищного найма с применением положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках заявленных оснований и предмета иска не может быть решен положительно.
Ссылка в апелляционной жалобе на Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., необоснованна.
Как следует из указанного Обзора судебной практики, при рассмотрении таких судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы о нарушении права на получение жилого помещения в связи с незаконным переносом сроков переселения путем внесения изменений в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы", несостоятелен.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании части 1 статьи 16 данного Федерального закона постановлением Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г. N 1556 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск, на 2013-2015 годы" - на трехлетний период.
Перечнем аварийных многоквартирных домов муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы" (Приложение N 1) жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", подлежал расселению до 31 декабря 2014 г., а снос дома - до 01 июня 2015 г.
В соответствии с принятием изменений в названный закон, постановлением Администрации городского округа Саранск от 07 сентября 2015 г. в постановление Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г., утвердившим муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы" были внесены изменения, согласно которым сроки реализации программы были определены на 2013-2017 годы с изложением "Приложений" в новой редакции.
Исходя из вновь принятого Приложения жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению, данный жилой дом подлежит расселению до 2 квартала 2017 г., а снос дома - до 3 квартала 2017 г.
Продлевая срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 01 января 2018 г. и увеличивая срок обязательств субъектов Российской Федерации по переселению граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г., до 01 сентября 2017 г. законодатель исходил из большого объема аварийного жилищного фонда, и увеличением доли софинансирования программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, что не позволит реализовать субъектам Российской Федерации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и до 31 декабря 2015 г. обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Емелькиной А.Н. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
А.М. Козлов
судьи
В.А. Ганченкова
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.