Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Козлова А.М.
судей Верюлина А.В.
Ганченковой В.А.
при секретаре Вечкановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жарковой П.Д. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Жаркова П.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указала, что ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что ею представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку она проживает с семьей из 8 человек, обеспеченность общей площади жилья на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы, полагает, что она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Уточнив исковые требования, просила суд признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 30 марта 2016 г. N 121 в части отказа Жарковой П.Д., проживающей по адресу: "данные изъяты" (пункт 1 приложения 2 к постановлению) в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещения) и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2016 г. в удовлетворении исковых требований Жарковой П.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Жаркова П.Д. просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что поскольку она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой инвалида Великой Отечественной войны, имеет право для получения мер социальной поддержки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание Жаркова П.Д., ее представители Чашин В.А., Лисенкова Т.П. не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель Жарковой П.Д. - Федотова Т.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Администрации городского округа Саранск Клыкова М.Д. просила апелляционную жалобу отклонить, оставив решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Жаркова П.Д., 22 ноября 1927 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны.
18 февраля 2016 г. Жаркова П.Д. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из одного человека, ссылаясь на необеспеченность общей площадью по социальным нормам.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск N 1218 от 30 марта 2016 г. истице отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 2 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N 57-3).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнений в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Жаркова П.Д. не подлежит постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Закон Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N 75-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (далее - учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях), передает органам местного самоуправления государственные полномочия по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, определяет полномочия Правительства Республики Мордовия в сфере нормативного правового регулирования жилищных отношений.
Пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, установлены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанными Правилами установлены и основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Правил таким основанием является реализация ранее гражданином права на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки.
Пункт 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 предусмотрено, что граждане, использовавшие социальную выплату, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с примечанием подпункта "а" пункта 20 Правил учета под мерами государственной поддержки понимается получение гражданином из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации социальной выплаты на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве, социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение жилья, социальной выплаты на оплату части процентов либо аннуитетного платежа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N 75-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением многодетных семей, при рождении шестого ребенка и последующих детей при использовании мер государственной поддержки, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящей статьи).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Жаркова П.Д. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм Федерального закона "О ветеранах" и имеющей право на социальную поддержку в приобретении жилья.
Из документов, представленных заявительницей в городскую администрацию, усматривается, что она проживает в квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, жилой площадью "данные изъяты" кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истица Жаркова П.Д., Л.Н.П., его супруга Лисенкова Т.П., сын Л.Д.Н., сын Л.А.Н., дочь Ч.Е.Н., внук Ч.Е.Б. и внук Ч.Д.Б.
Отказывая в удовлетворении заявленных Жарковой П.Д. требований, суд первой инстанции исходил из положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N 75-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", в соответствии с которыми право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки предоставляется гражданам один раз.
С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", было приобретено на основании государственного жилищного сертификата - свидетельства о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья серии В N 090334, выданного 27 июня 2002 г. Л.Н.П., по договору купли-продажи от 25 октября 2002 г.
На основании указанного договора купли-продажи за Л.Н.П., Л.Д.Н., Лисенковой Т.П., Л.Е.Н. и Жарковой П.Д. зарегистрировано право собственности на данное жилое помещение (по 1/5 доли за каждым).
16 декабря 2010 г. между Лисенковой Т.П., действующей в интересах Жарковой П.Д., и Ч.Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетних детей Ч.Д.Б. и Ч.Е.Б., заключен договор дарения 1/5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", на основании которого за Ч.Д.Б. и Ч.Е.Б. зарегистрировано право общей долевой собственности на указанное жилое помещение по 1/10 доли за каждым.
Согласно сообщению от 06 июня 2016 г. N "данные изъяты" Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, являющегося органом по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, в соответствии с Реестром государственных жилищных сертификатов, выданных Правительством Республики, Л.Н.П. 27 июня 2002 г. выдан государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на сумму "данные изъяты" рублей, государственный жилищный сертификат выдан на 6 человек по 18 кв.м на каждого, из расчета стоимости 1 кв.м. "данные изъяты" рублей.
Таким образом на момент предоставления Л.Н.П. жилищного сертификата - свидетельства на приобретение жилья, состав его семьи составлял 6 человек, включая и истицу Жаркову П.Д., которая проживала совместно с ними.
Сумма, выделенная Л.Н.П. была рассчитана с учетом члена его семьи Жарковой П.Д., в связи с чем она получила безвозмездную субсидию из федерального бюджета на приобретение жилого помещения и реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Жарковой П.Д. о необоснованном отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм Федерального закона "О ветеранах" отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований на получение вышеуказанных мер социальной поддержки основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену принятого судом решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что размер использованной Жарковой П.Д. субсидии значительно меньше той, которую бы она получила на основании норм Федерального закона "О ветеранах", не является основанием для отмены решения суда, поскольку не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного спора.
Постанавливая решение, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, достаточно полно проверил доводы и возражения сторон, исследовал представленные ими доказательства, которым дал надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Жарковой П.Д. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий А.М. Козлов
судьи А.В. Верюлин
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.