Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей Емельяновой Е.В., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Красавиной Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25.08.2016 дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23.06.2016, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать бюджетное образовательное учреждение "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" Русско-Полянского муниципального района Омской области, администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области установить наружное освещение территории бюджетного образовательного учреждения "Новосан-жаровская средняя общеобразовательная школа" Русско-Полянского муниципального района Омской области, расположенного по адресу " ... ", территории МБДОУ "Новосанжаровский детский сад "Малыш", расположенного по адресу " ... " в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства".
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Русского-Полянского муниципального района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному образовательному учреждению "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее - БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа"), администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области о понуждении к действию. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что искусственная освещенность на территории БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" составляет 4 лк, при норме - 10 лк, и не отвечает требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10. Кроме того, в структурном подразделении БОУ "Новосанжаровский детский сад "Малыш" территория также не освещена надлежащим образом, искусственная освещенность на территории составляет 8 лк, при норме - 10 лк, что не соответствует требованиям п. 3.3 СанПин 2.4.1.3049-13. На основании изложенного прокурор Русско-Полянского муниципального района Омской области просил суд обязать БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа", Комитет по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области установить наружное освещение на территории БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа", расположенного по адресу: " ... " на территории МБДОУ "Новосанжаровский детский сад "Малыш", расположенного по адресу: " ... " в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе рассмотрения дела прокурор Русско-Полянского муниципального района Омской области требования уточнил, просил суд обязать БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа", администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области установить наружное освещение на территории БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа", расположенного по адресу: " ... " на территории МБДОУ "Новосанжаровский детский сад "Малыш", расположенного по адресу: " ... " в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Прокурор Русско-Полянского муниципального района Омской области Ступник А.А. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, в котором ссылался на нарушение прокурором Русско-Полянского муниципального района Омской области требований действующего законодательства при проведении проверки, а также использование технических средств, не предназначенных для измерения степени уличного освещения.
Представитель Комитета по образованию администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, ненадлежащую оценку доказательств по делу. Указывает, что представленные прокурором Русско-Полянского муниципального района Омской области доказательства, в обоснование заявленных требований, были получены с нарушением закона, в связи с чем, являются недопустимыми. Ссылается на необоснованность выводов суда о нарушении ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В своих возражениях прокурор Русско-Полянского муниципального района Омской области просит решение оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Свита М.Н., согласившуюся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольная образовательная организация - организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие с 11.04.2015.
Согласно подпункту "в" п. 23 названных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой освещения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 15.05.2013 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Пунктом 1.4 вышеуказанных правил установлено, что санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (далее - дошкольные образовательные организации).
Согласно пункту 3.3 Санитарных правил территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Пунктом 1.4 вышеуказанных правил установлено, что санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно пункту 3.9 Санитарных правил Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в РФ", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Русско-Полянского района Омской области " ... " была проведена проверка исполнения БОУ "Новосанжаровская ООШ" и его структурного подразделения - МБДОУ Детский сад "Малыш" требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проверки установлено, что на территории БОУ "Новосанжаровская ООШ" искусственная освещенность территории составляет 4 лк, на территории МБДОУ Детский сад "Малыш" искусственная освещенность территории составляет 8 лк, при норме в 10 лк.
Измерения были проведены при помощи технического средства Testo 540, предназначенного для измерения средней освещенности улиц, дорог и площадей, и соответствующего требованиям ГОСТа.
Обстоятельства, выявленных истцом при проверке нарушений, подтверждаются актом проверки от " ... " N " ... ", составленного помощником прокурора Русско-Полянского района Омской области.
В ходе рассмотрения дела истцом с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Русско-Полянском районе" в присутствии директора БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" " ... " были произведены замеры параметров световой среды, которые также подтверждают факт несоответствия уровня искусственной освещенности образовательного учреждения на дату рассмотрения спора требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 3 ст. 5 названного Федерального закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пунктов 7, 14 ч. 1 ст. 4 Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области к вопросам местного значения, в том числе относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории района, создание условий для присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что на территории образовательных учреждений уровень освещенности системы наружного искусственного освещения ниже установленного законодательством, в темное время суток в осенне-зимний период при наружном электрическом освещении пребывание детей на территории учреждения не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологические законодательства, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" и администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области обязанности установить наружное освещение.
Судебная коллегия считает выводы суда по делу законными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Кроме этого, коллегия считает необходимым отметить, что выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса и на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения.
Доводы подателя жалобы относительно того, что прокуратурой в нарушение норм действующего законодательства была проведена повторная проверка, результаты которой должны быть признаны недопустимыми доказательствами, отклоняются.
В материалах дела отсутствуют данные о проведении такой проверки. Акт проверки прокуратуры Русско-Полянского района Омской области от " ... ", составленный по результатам проведения " ... " испытаний параметров световой среды, не свидетельствует о проведении повторной проверки с целью выявления фактов, указывающих на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана правовая квалификация, а является проверкой, проведенной с целью подтверждения в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ своей позиции в суде о неустранении выявленных ответчиками нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области противодействия терроризму.
Доводы жалобы о том, что испытания параметров световой среды были проведены в отсутствие детей на территории образовательного учреждения, не влекут отмену решения суда.
Данные обстоятельства в любом случае достоверность проведенных испытаний не опровергают. Очевидно, что в присутствии детей на территории детского учреждения в осенне-зимний период времени, когда дети пребывают в учреждении в том числе и в темное время суток, уровень освещенности при имеющихся в настоящее время параметрах освещения также не будет соответствовать необходимому уровню.
Ответчик - БОУ "Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа" самостоятельной жалобы не подавал.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.