Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего: Астапчук Р.В.,
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Синьковской Л.Г.,
при секретаре: Салеевой В.В.
рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 15 июня 2016 года, которым исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На Бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 3 г. Тары" Тарского муниципального района Омской области возложена обязанность привести в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ N 882н от 05 ноября 2013 г., оснащение кабинета и доукомплектовать медицинский кабинет в срок до 01 января 2017 г.
При недостаточности денежных средств у БДОУ "Детский сад N 3 г. Тары" обязанность по выделению средств в необходимых объемах для приобретения оборудования, мебели, медицинской техники, изделий медицинского назначения, дезинфекционных средств в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, возложена на администрацию Тарского муниципального района Омской области.
С БДОУ "Детский сад N 3 г. Тары" взыскана государственная пошлина в бюджет Тарского муниципального района Омской области в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Тарский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к БДОУ "Детский сад N 3 г. Тары" Тарского муниципального района о возложении обязанности оборудовать медицинский кабинет в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в деятельности БДОУ "Детский сад N 3" по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства. Так, между БДОУ "Детский сад N 3" и БУЗОО "Тарская ЦРБ" заключен договор о взаимодействии, согласно которому БУЗОО "Тарская ЦРБ" оказывает первичную медико-санитарную помощь учащимся БДОУ "Детский сад N 3". Установлено, что помещение БДОУ "Детский сад N 3" имеет медицинский кабинет, оснащение которого не соответствует требованиям. 18 февраля 2016 г. межрайонной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения, однако нарушения по настоящее время не устранены. " ... " Просит суд обязать БДОУ "Детский сад N 3" привести в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ N 882н от 05 ноября 2013 г., оснащение и доукомплектовать медицинский кабинет в срок до 01 января 2017 г. и взыскать государственную пошлину.
Судом к участию в рассмотрении дела привлечена в качестве соответчика администрация Тарского муниципального района как учредитель ответчика.
В судебном заседании представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Девочкина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика БДОУ "Детский сад N 3" и представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Тарского муниципального района Омской области Минина З.З. пояснила, что возражает против заявленных требований. Учреждение обязано представить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Указала, что образовательное учреждение не должно оснащать предоставляемое помещение медицинскими изделиями. У ответчика нет намерений осуществлять медицинскую деятельность в рамках образовательного учреждения. Перечень выявленных нарушений и доводы истца о сроке исполнения требований не оспаривала. Просила отказать прокурору в удовлетворении иска. Также заявила о снижении размера взыскиваемой пошлины, просила учесть статус ответчика - бюджетного учреждения, не имеющего собственных средств.
Представитель ответчика администрации Тарского муниципального района не участвовал в судебном заседании, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении требований.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Комитета по образованию администрации Тарского муниципального района Омской области, полагая, что судом необоснованно оставлены без внимания возражения ответчика и третьего лица. Указывает, что образовательные учреждения не вправе оказывать обучающимся первичную медико-санитарную помощь, а обязаны лишь предоставить медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Полагает, что образовательное учреждение не должно оснащать предоставляемое помещение медицинскими изделиями. В случае непредоставления такого помещения медицинская помощь оказывается обучающимся в помещениях медицинского учреждения. В целях оказания обучающимся медицинской помощи образовательным учреждением заключен договор с БУЗОО "Тарская ЦРБ", намерений самостоятельно оказывать медицинскую помощь учреждение не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу Тарский межрайонный прокурор постановленное решение полагает законным и обоснованным, просит в удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 69-72).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Биенко Н.В., просившую решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
По смыслу ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Разрешая спор, исходя из того, что в силу действующего нормативно-правового регулирования медицинское обслуживание воспитанников должно осуществляться с соблюдением требований действующих санитарных правил, обязанность предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников возложена на образовательное учреждение, установив, что в медицинском кабинете дошкольного образовательного учреждения отсутствует медицинское оборудование, необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи воспитанникам в соответствии со стандартом, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В обоснование данного вывода судом приведен подробный анализ положений действующего законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не находит.
Ссылки подателя жалобы на то, что образовательные учреждения не вправе оказывать обучающимся первичную медико-санитарную помощь, а обязаны лишь предоставить медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, выводов суда не опровергают.
Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при организации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п. 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях" во всех образовательных организациях должно быть организовано медицинского обслуживание обучающихся.
Пунктом 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утв. Приказ Минздрава России от 05 ноября 2013 года N 822н, организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Указание в жалобе на необоснованность применения к ответчику данного Порядка отклоняются судебной коллегией, поскольку в соответствии с п. 2 Порядка он распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, понятие которых закреплено в ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы том, что образовательное учреждение не должно оснащать предоставляемое помещение медицинскими изделиями, подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании действующих правовых норм.
Пункт 4 Порядка содержит норму, аналогичную норме части 3 статьи 41 Закона об образовании, согласно которой образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (п.9).
Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (п.11 и приложение N 3).
Несоответствие оснащения медицинского кабинета детского сада медицинскими изделиями Стандарту оснащения установлено судом, и не оспаривается ответчиками.
По п.10 Порядка в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации (п.10).
Возможность оказания медицинской помощи обучающимся в помещениях медицинского учреждения в случае непредоставления образовательной организацией помещения медицинского блока отвечающего установленным требованиям предусмотрена нормативными актами с целью реализации прав несовершеннолетних обучающихся на медицинское обслуживание и, вопреки доводам жалобы, не освобождает образовательное учреждение от обязанности предоставить такое помещения.
Факт заключения с районной больницей договора о взаимодействии в сфере медицинского обслуживания воспитанников не указывает на незаконность постановленного решения, а лишь свидетельствует о совершении образовательным учреждением действий, направленных на исполнение возложенных на него обязанностей.
Иных доводов, указывающих на неправомерность вынесенного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая требования закона, установленные судебным разбирательством обстоятельства дела, вынесение судом правильного по существу решения у судебной коллегии отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Тарского городского суда Омской области от 15 июня 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.