Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего: Астапчук Р.В.,
судей областного суда: Синьковской Л.Г., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре: Салеевой В.В.,
рассмотрела в судебном заседании от 14 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Администрации Большереченского муниципального района Омской области на решение Большереченского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Возложить на Администрацию Большереченского муниципального района Омской области обязанность предоставить Витман Л. П. в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ во внеочередном порядке на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, с учетом права несовершеннолетнего ребенка - Витман В. В.ча, " ... " года рождения, на дополнительную жилую площадь".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Витман Л.П., действующая в интересах несовершеннолетнего сына-инвалида Витман В.В., обратилась с иском к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указала, что ее сын Витман В.В., " ... " г.р., ребенок-инвалид, страдающий заболеванием, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того, с ней проживают еще двое детей: дочь Витман Е.В., " ... " г.р., и сын Крестьянов З.Н., " ... " г. " ... ", в котором они проживают, принадлежит бывшему мужу, состоит из двух жилых комнат общей площадью 40,20 кв.м., канализация и душ отсутствуют, отопление печное. Никто из членов ее семьи в собственности жилых помещений не имеет. На основании решения комиссии по регулированию жилищных отношений Большереченского муниципального района Омской области от " ... " она включена во внеочередной список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма как семья, имеющая больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Уточнив требования, просила обязать Администрацию Большереченского муниципального района Омской области предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из трех человек (она, дочь Витман Елизавета и сын-инвалид Витман В.) с учетом права ребенка-инвалида Витман В.В. на дополнительную жилую площадь.
Витман Л.П. уточненные требования поддержала. Пояснила, что сын Крестьянов З. перестал быть членом ее семьи, женился, с семьей проживает отдельно.
Представитель ответчика Рыбалочкина Л.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку жилое помещение семье Витман Л.П. должно быть предоставлено за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а не за счет органов местного самоуправления. Также высказала сомнения в том, что имеющийся диагноз Витман В.В. входит в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ".
Дело рассмотрено в отсутствие Правительства Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области при надлежащем их извещении.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации Большереченского муниципального района Омской области Майстепанов В.И. просит решение суда отменить. Приводит доводы, аналогичные рассматриваемым в суде первой инстанции, полагая администрацию ненадлежащим ответчиком. Отмечает, что истец выбрала в качестве постановки на учет основание "как относящийся к определенной федеральным законом категории", а не малоимущность.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Витман Л.П., Правительство Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области решение суда полагают законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Лица, участвующие в деле, " ... " о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. 150).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Правительства Омской области Горькову С.Ю., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене.
Из материалов дела следует, что " ... " Витман Л.П. принята на учет по внеочередному списку граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма как семья имеющего больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке не реализовано.
Согласно материалам дела тяжелая форма хронического заболевания, которым страдает несовершеннолетний сын истца - Витман В.В., N " ... " года рождения, входит в перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ", предусматривающий перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь.
Действующими нормами ч. 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемо по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
При этом частью 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N1 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 ст. 58 ЖК РФ установлены основания, допускающие превышение норм предоставления жилого помещения.
Так, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Решением Совета Большереченского муниципального района Омской области от 29 ноября 2006 года N 202 "Об утверждении Положения о регулировании жилищных отношений в Большереченском муниципальном районе Омской области" утверждено вышеназванное Положение.
Согласно ч.7 ст. 17 указанного Положения по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Необходимо также учитывать, что:
- жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета;
- жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено одиноким гражданам общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В указанной связи, применительно к обстоятельствам данного дела с учетом положений ч. 3 ст. 57 ЖК РФ семье истца, жилое помещение должно быть предоставлено органом местного самоуправления.
Кроме этого суд учитывает, что согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" предусмотрен перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Часть 7 ст. 57 ЖК РФ регламентирует, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Как следует из материалов дела Витман Л.П., дочь Витман Е.В. и ее сын - ребенок-инвалид Витман В.В. проживают в двухкомнатной квартире " ... " в р. " ... " области. Площадь жилого помещения составляет N " ... " кв.м; согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от " ... " право собственности на указанную квартиру принадлежит бывшему супругу истца Витману В.А.
Своего жилого помещения на праве собственности у Витман Л.П. либо ее детей нет.
Материалами дела подтверждается обращение истца в администрацию Большереченского муниципального района Омской области с соответствующими заявлениями об обеспечении ее и членов ее семьи жилым помещением с учетом наличия в семье ребенка-инвалида, однако, ссылаясь на отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном районе, в улучшении жилищных условий истцу было отказано (л.д. 16-17).
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ", то Витман Л.П. как лицо, подпадающее под данную группу граждан, подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением. Иное означало бы, что право ребенка-инвалида на обеспечение жильем поставлено в зависимость от времени обращения его в суд, при том, что закон такую зависимость не предусматривает, как не предусматривает и зависимость реализации права на жилье от действий (бездействия) муниципального органа власти, обязанного незамедлительно предоставить жилье соответствующей категории граждан (а не по списку внеочередников) и своевременно такую обязанность не исполнившего.
Оспаривая принятое по делу решение суда администрация Большереченского муниципального района полагает что является ненадлежащим ответчиком, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанный довод по мнению коллегии основан на неверном толковании норм права.
На органы самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи. Отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, и защиты жилищных прав граждан.
Отсутствие, либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статьи 31 Федерального закона от 06.10.2003 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В данном случае истец обратилась к администрации Большереченского муниципального района Омской области, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поэтому суд обоснованно возложил на администрацию муниципального района обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определилправоотношения сторон, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановилрешение в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований процессуального законодательства.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Большереченского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.