Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
судей областного суда: Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Оганян К.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 21 сентября 2016 года
дело по апелляционной жалобе Соколова А.А. в лице представителя Денисова А.М. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 30 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Филиала федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации в городе Омске к Соколову А. А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования удовлетворить.
Взыскать с Соколова А. А. в пользу филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации в городе Омске средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, в сумме 126560 (Сто двадцать шесть тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с Соколова А. А. государственную пошлину в сумме 3731 (Три тысячи семьсот тридцать один) рубль в местный бюджет города Омска".
Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия
Установила:
Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске обратился в суд с иском к Соколову А.А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
В обоснование иска указал, что " ... " Соколов А.А. был зачислен на первый курс филиала Военной академии материально-технического обеспечения для обучения по специальности "Автотехническое обеспечение ВДВ" в воинском звании рядовой, включен в списки личного состава филиала с назначением на все виды довольствия. " ... " Соколов А.А. добровольно заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения и в течение пяти лет после его окончания. На основании приказа от " ... " Соколов А.А. отчислен из учебного заведения в связи с нежеланием учиться. " ... " контракт с Соколовым А.А. был прекращен. По условиям контракта в случае отчисления ответчика и расторжения с ним контракта, он обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, что включает в себя содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки; приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований; содержание преподавателей, которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Просил взыскать с Соколова А.А. средства федерального бюджета в размере 126 560 рублей.
Определением суда от " ... " с согласия истца произведена замена ответчика Соколова А. А. на Соколова А. А..
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала.
Ответчик Соколов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Его представитель Денисов А.М. иск не признал, выразил несогласие с основаниями расторжения контракта на обучение с Соколовым А.А., указывал на желание ответчика продолжить обучение в Омском автобронетанковом инженерном институте, считал неверным начислением задолженности за обучение и включении в период расчета выходных и праздничных дней.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Соколова А.А. - Денисов А.М. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что отчисление из учебного заведения было произведено помимо его воли. Считает, что формулировка причины отчисления "нежелание учиться" не соотносится с тем, что ответчик занятия не пропускал, неудовлетворительных оценок не получал. Фактически была отчислена вся группа курсантов, поскольку у одного из них была обнаружена запрещенная курительная смесь. Судом данные обстоятельства не были исследованы и проверены. Период обучения бы определен как 1 год 4 месяца и 24 дня, однако фактическое отчисление ответчика было произведено за две недели до издания приказа об отчислении. Указанным возражениям ответчика суд оценки не дал, выписку о посещении ответчиком занятий не истребовал.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела по правилам главы 39 ГПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).
Судом установлено, что Соколов А.А. приказом Министра обороны РФ от " ... " был зачислен на первый курс в филиал Военной академии материально-технического обеспечения (г. Омск) с назначением всех видов довольствия, присвоением воинской должности "курсант" по военной специальности "автотехническое обеспечение ВДВ".
" ... " между Соколовым А.А. и Министерством обороны РФ заключен контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания.
Филиал Военной академии материально-технического обеспечения (г. Омск) переименован в Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны РФ в г. Омске (далее ОАБИИ ВА МТО)
Согласно выписке из приказа начальника ОАБИИ ВА МТО от " ... " Соколов А.А. с " ... " отчислен из числа курсантов по нежеланию учиться, как выслуживший установленный законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву.
Основанием для издания данного приказа послужил рапорт курсанта Соколова А.А., поданный начальнику курса " ... ".
Также суд установил, что согласно представленному истцом расчету, сумма средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в период обучения рядового Соколова А.А. в ОАБИИ ВА МТО, составила 126560 рублей.
От добровольного возмещения указанных денежных средств ответчик отказался.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
В соответствии с п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления размера возмещаемых расходов определен Постановлением Правительства от 25.06.2007 N 402, которым утверждена "Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования".
Согласно п. 5 - 6 Методики, период, на который определяются расходы, указанные в п. 3 Методики, составляет 1 финансовый год.
Размер подлежащих возмещению средств, включаемых в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.
В силу пп. "а" п. 7 Методики, граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению денежных средств.
Для граждан, отчисленных из вузов, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО \ 12) + ФВ, где ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военного учебного заведения, ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств в год, ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении, ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения), либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения), ФВ - фактическое значение осуществленных студенту выплат.
Таким образом, приведенные выше правовые нормы прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
При этом само по себе наличие или отсутствие контракта, а равно в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств, затраченных на военную или специальную подготовку военнослужащего, не может служить основанием для освобождения его от установленной п. 7 ст. 35 ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ обязанности по возмещению средств, затраченных на обучение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных ОАБИИ ВА исковых требований, поскольку действующим законодательством о воинской обязанности и военной службе установлена обязанность граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и отчисленных из них в связи с виновным поведением, в частности, по нежеланию учиться, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования, тогда как данная обязанность Соколовым А.А. исполнена не была.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что возмещению подлежат все затраченные на обучение денежные средства федерального бюджета, так как военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству.
Согласно ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
Заключая такой контракт, граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (п.3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N650.
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании п. "м" ст.71 Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Пунктом 7 статьи 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлена обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, в частности, фактически понесенные государством расходы на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Из приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи следует, что гражданин обязан возместить все затраченные на его обучение денежные средства федерального бюджета, как после, так и до заключения контракта, поскольку закон связывает необходимость возмещения затраченных средств федерального бюджета с их фактической затратой, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных денежных средств.
Перед Конституционным Судом Российской Федерации ранее ставился вопрос о проверке конституционности пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В Определении от 8 февраля 2011 года N 129-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное названной статьей правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Также суд первой инстанции правомерно согласился с произведенным истцом расчетом подлежащих взысканию с Соколова А.А. денежных средств, поскольку он в полной мере соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалобы о необходимости исключения из расчета выходных и праздничных дней подлежат отклонению, как ошибочные.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм материального права, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Факт разъяснения положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Соколову А.А. подтверждается заключенным между сторонами контрактом о прохождении военной службы.
Ссылки на незаконность отчисления по нежеланию учиться, при том, что факт отчисления, а также факт написания " ... " ответчиком рапорта об отчислении в связи с нежеланием учиться последним признан и не оспорен, во всяком случае с учетом установленных в данном деле обстоятельств поводом для отмены постановленного решения быть признаны не могут, в связи с чем отклонены.
Доводы жалобы о не истребовании судом данных об успеваемости курсанта, что, по мнению подателя жалобы, свидетельствовало бы об отсутствии у последнего оснований для отчисления в связи с нежеланием учиться, при наличии указанного выше рапорта, написанного собственноручно ответчиком, отклоняются судебной коллегией как не имеющие правового значения. Сам по себе факт хорошей успеваемости не может свидетельствовать о том, что рапорт об отчислении в связи с нежеланием учиться был подан ответчиком помимо воли последнего.
Вопреки доводам жалобы совокупность условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению затраченных в период прохождения обучения бюджетных средств, в данном деле установлена.
Ссылка в жалобе на то, что фактическое отчисление курсанта было осуществлено из учебного заведения за две недели до издания приказа от " ... ", не подтверждена бесспорными доказательствами и опровергается в том числе и рапортом об отчислении, поданным ответчиком начальнику курса " ... ". При этом, само по себе непосещение занятий курсантом об отчислении последнего ранее даты вынесения приказа от " ... " не свидетельствует.
Нарушений правил ст.12, 56 ГПК РФ при рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции не установлено.
Спорные правоотношения определены судом верно, материальный закон применен правильно.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из содержащихся в апелляционной жалобе доводов в порядке с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова А.А. в лице представителя Денисова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.