Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "3,
с участием прокурора " Ф.И.О. "8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Октябрьского сельского поселения Крыловского района Копыта Г.И. на решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крыловского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского сельского поселения о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование исковых требований прокурор Крыловского района указал, что прокуратурой района проведена проверка здания сельского дома культуры "Октябрь" филиала муниципального бюджетного учреждения культуры сельский дом культуры "Октябрьский", расположенного по " ... ", " ... ". В ходе проверки установлено отсутствие пандуса, дублирующего наружную входную лестницу на входе в здание, наружная входная лестница с обеих сторон не снабжена поручнями, не снабжена рельефными тактильными полосами для ориентирования слепых посетителей, а крайние ступени не выделены контрастной окраской для ориентирования слабовидящих посетителей, ширина проема одной створки входной наружной двери и внутренней двери из тамбура в свету менее 90 см. Данное имущество, принадлежит администрации Октябрьского сельского поселения на праве собственности, которая в силу положений ст.210 ГК РФ несет бремя его содержания.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Октябрьское сельское поселение устранить в полном объеме допущенные нарушения по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" /Свод Правил 59.13330.2012/, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 для беспрепятственного доступа инвалидов в здание сельского дома культуры "Октябрь".
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Крыловского района " Ф.И.О. "5 поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения в Крыловском районе " Ф.И.О. "6 считает требования прокурора района обоснованными, так как здание СДК "Октябрь" не доступно для маломобильных групп населения.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования октябрьское сельское поселение " Ф.И.О. "7 не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считает их обоснованными, обстоятельства, установленные при проведении проверки, свидетельствующие о недоступности здание СДК "Октябрь" для маломобильных групп населения, не оспаривала.
Решением Крыловского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2016 года исковые требования прокурора Крыловского района удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования Октябрьского сельского поселения Крыловского района устранить в полном объеме допущенные нарушения по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" /Свод Правил 59.13330.2012/, актуализированная редакция СНиП 35-010-2001 для беспрепятственного доступа инвалидов в здание сельского дома культуры "Октябрь" филиала муниципального бюджетного учреждения культуры сельский дом культуры "Октябрьский", расположенное по " ... ", " ... "
Так же суд обязал администрацию муниципального образования Октябрьского сельского поселения Крыловского района в здании сельского дома культуры "Октябрь" филиала муниципального бюджетного учреждения культуры сельский дом культуры "Октябрьский", расположенного по " ... ", " ... "
- обустроить входную группу пандусом, дублирующим наружную лестницу на входе, т.е. двойные поручни с обеих сторон по высоте 70 и 90 см., между которыми расстояние 90 см., с уклоном пандуса не более 5%, покрытие полотна пандуса, покрытие полотна пандуса должно быть не скользкое, по внешним краям ограниченное противоскользящим бортиком не менее 10 см.),
- снабдить наружную входную лестницу поручнями с двух сторон на высоте 90 см.,
- установить дополнительно разделительные поручни при ширине лестницы более 4, 0 м.,
- снабдить наружную входную лестницу рельефными тактильными полосами за 0,6-0,7 м. перед маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5 м. для ориентирования слепых посетителей, краевые ступени выделить контрастной окраской для ориентирования слабовидящих посетителей,
- увеличить ширину проема одной створки входной наружной двери и внутренней из тамбура в свету /не менее 90 см./.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе ответчик - администрация Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что согласно Федеральному закону от 01.12.2014 г. N 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" внесены изменения в ст. 15 Федерального закона N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Здание сельского дома культуры "Октябрь" построено в 1978 году и не подвергалось капитальному ремонту и реконструкции.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Крыловского района считают решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, мотивируя это тем, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и нормативных актов, указанным доводам судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УСЗН в Крыловском районе " Ф.И.О. "6 и прокурор " Ф.И.О. "8, полагали решение суда законным и обоснованным, так же просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации Октябрьского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края, извещен надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления создают условия инвалидам /включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников/ для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры /жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям/, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации /включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации/.
В соответствии со ст.3 Закона Краснодарского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: 2/ административные здания и сооружения.
Статьей 4 предусмотрено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием:1/ пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.
Как следует из материалов дела, что в здании СДК "Октябрь" отсутствует пандус, дублирующий наружную входную лестницу на входе в здание, наружная входная лестница с обеих сторон не снабжена поручнями с двух сторон на высоте 90 см., не снабжена рельефными тактильными полосами за 0,6-0,7 м. перед маршем вверху и внизу шириной 0,3-0,5 м. для ориентирования слепых посетителей, крайние ступени не выделены контрастной окраской для ориентирования слабовидящих посетителей, ширина проема одной створки входной наружной двери и внутренней двери из тамбура в свету менее 90 см.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. По смыслу закона исполнение основных требований доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения осуществляется согласно перечню соответствующих требований. Требования к зданиям и сооружениям, направленные на обеспечение их доступности для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями передвижения, установлены в СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам градостроительной деятельности отнесено обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения /п.3/.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требованиях прокурора Крыловского района и обязании администрации муниципального образования Октябрьского сельского поселения Крыловского района устранить допущенные нарушений по созданию беспрепятственного доступа инвалидов в здание сельского дома культуры "Октябрь" филиала муниципального бюджетного учреждения культуры сельский дом культуры "Октябрьский", расположенное по " ... ", " ... ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение доступности инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы октябрьского сельского поселения Крыловского района " Ф.И.О. "4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 05.09.2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.