Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "9,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Селина В.М. на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Селин В.М. обратился в суд с иском к Отделу военного комиссариата Краснодарского края по Выселковскому району об обязании выдать удостоверение "Ветеран Военной Службы". Свои требования мотивирует тем, что он является инвалидом " ... " в связи с аварией на ЧАЭС. 25 мая 2116 года он обратился с заявлением в военкомат о выдаче ему удостоверения "Ветеран военной службы" с предоставлением всех документов. 31 мая 2016 года он получил письмо за подписью начальника отдела Военного Комиссариата Краснодарского края по Выселковскому району " Ф.И.О. "19. об отказе в выдаче данного удостоверения, с чем категорически не согласен. Он является инвалидом " ... " по заключению МСЭК /увечье получено при исполнении обязанностей военной службы связанное с ликвидацией последствий Аварии на ЧАЭС/. В военном билете, существует запись о призыве его на сборы с изъятием мобилизационного предписания. Для ликвидации техногенной катастрофы он был призван из запаса по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1986 г. N 634-188, т.е. он был военнослужащим.
В связи с чем, просит обязать Отдел военного комиссариата Краснодарского края по Выселковскому району выдать ему удостоверение "Ветеран военной службы".
В судебном заседании истец Селин В.М. настаивал на заявленных требованиях, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отдела военного комиссариата Краснодарского края по Выселковскому району " Ф.И.О. "20 возражала против заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном возражении на иск.
Обжалуемым решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе Селин В.М., считая решение не законным и необоснованным, просит его отменить, и удовлетворить требования иска, указывая, что архивная справка МО РФ подтверждает, что он служил в войсковой части " ... " в звании " ... " на должности " ... "
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены судебного постановления не усмотрела.
Согласно части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Судом правильно установлено, что в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1986 года N634-188 "О проведении дезактивационных работ в районах Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" на Министерство обороны СССР была возложена обязанность призвать из запаса на специальные учебные сборы сроком до 6 месяцев необходимое количество военнообязанных в целях ускорения дезактивационных работ в зоне Чернобыльской АЭС.
Согласно указанному постановлению, Селин В.М. с " ... " года по " ... " года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается записью в военном билете серии " ... "
Согласно справке серии " ... " Селин В.М., " ... " года рождения является инвалидом в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждено справкой серии " ... ", что не оспаривал ответчик.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас /отставку/.
На основании пункта 3 статьи 2 Федерального Закона РФ от 28 марта 1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" граждане /иностранные граждане/, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Статья 2 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает круг лиц, имеющих статус военнослужащих.
Из положения вышеуказанной статьи следует, что граждане, из числа гражданских лиц, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.
Таким образом, с учетом представленных доказательств и норм действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что граждане из числа гражданских лиц, призывавшихся на сборы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1986 года N634-188, ставшие инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к Ветеранам военной службы, и на основании Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофа на Чернобыльской АЭС" имеют статус граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, в абзаце втором пункта 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу /к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др./, а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения.
При рассмотрении иска судом правильно учтено определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 3 апреля 2007 года N338-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан " Ф.И.О. "21 и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а так же судебная практика Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2005 года, где указано, что граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1986 года N634-188, не могут быть отнесены к ветеранам военной службы.
Представленная " Ф.И.О. "22. архивная справка МО РФ подтверждает службу в войсковой части " ... " в звании рядового на должности водителя, однако не может быть принята в качестве доказательства в обоснование требований иска, поскольку в справке не указано, что истец проходил военную службу. Из неё следует, что Селин В.М. является рядовым запаса, военнообязанным, проходившим специальные сборы, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС, но не является военнослужащим.
Доводы жалобы противоречат материалам дела и направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 20 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селина В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.