Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
и судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "7,
с участием прокурора " Ф.И.О. "9,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи " Ф.И.О. "19 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 15 июля 2016 года по исковому заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах " Ф.И.О. "20 к Администрации г. Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Адлерского района г. Сочи обратился в Центральный районный суд гор. Сочи с исковым заявлением в интересах " Ф.И.О. "21 к Администрации г. Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о возложении обязанности предоставить " Ф.И.О. "22 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка по обращению " Ф.И.О. "23. соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено, что на основании заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 15.09.2015 года о необходимости включения " Ф.И.О. "24 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, " Ф.И.О. "25 жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор на удовлетворении иска настаивали.
Представитель администрации г. Сочи в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения требований прокурора возражал.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом, предоставил возражения на исковое заявление, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 15 июля 2016 года исковые требования прокурора г. Сочи в интересах " Ф.И.О. "26 к Администрации г. Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края удовлетворены.
Суд обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для " Ф.И.О. "27 " ... " года рождения, обязал администрацию г. Сочи после получения денежных средств предоставить " Ф.И.О. "28 " ... " года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности " Ф.И.О. "29. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что суд не учел то обстоятельство, что предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств в виде краевых субвенций, что не позволяет исполнить решение суда в течение ближайших лет, то есть разумного срока исполнения судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции " Ф.И.О. "30., представитель администрации г. Сочи и представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились и не сообщили о причинах неявки, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора " Ф.И.О. "31 возражавшую против удовлетворения жалобы, считавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов дела, что согласно решению Адлерского районного суда г. Сочи от 09.06.2010 года, вступившего в законную силу 21.06.2010 года, установлен факт, имеющий юридическое значение, согласно которому несовершеннолетняя " Ф.И.О. "32, " ... " года рождения, уроженка " ... ", является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи Краснодарского края N " ... " от " ... " года, установлена опека над несовершеннолетней " Ф.И.О. "33 и определено место проживания подопечной " Ф.И.О. "34 на период попечительства по месту жительства попечителя " Ф.И.О. "35 адресу: " ... "
" Ф.И.О. "36 в 2012 году окончила муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей N " ... " города " ... ", что подтверждается аттестат о среднем /полном/ общем образовании " ... " от " ... " года.
С 04.06.2013 года " Ф.И.О. "37. зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... ", на общей площади " ... " кв.м., в том числе жилой площадью " ... " кв.м. По указанному адресу вместе с " Ф.И.О. "38. зарегистрированы ее две дочери - " Ф.И.О. "39, " ... " года рождения, " Ф.И.О. "40, " ... " года рождения и семья бывшего опекуна " Ф.И.О. "41. Собственниками квартиры N " ... " в доме N " ... " по " ... " по 1/3 доли являются " Ф.И.О. "42
Фактически " Ф.И.О. "43 проживает по адресу: " ... "
" Ф.И.О. "44. в 2013 году зарегистрировала брак с " Ф.И.О. "45. " ... " года рождения.
Муж " Ф.И.О. "46. - " Ф.И.О. "47. зарегистрирован по адресу: " ... " общей площадью " ... " кв.м. в том числе жилой " ... " кв.м. По указанному адресу зарегистрированы " Ф.И.О. "48., " Ф.И.О. "49., также они являются собственниками указанной квартиры.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что " Ф.И.О. "50 собственником или нанимателем иного жилого помещения не является, иные права на недвижимое имущество за ним не зарегистрированы. Она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечен.
Наличие права " Ф.И.О. "51. на обеспечение жилым помещением подтверждено заключениями уполномоченного органа по учету /заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 19.05.2015 г., о необходимости включения " Ф.И.О. "52 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями/.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.2 ст.2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ /ред. от 01.03.2013г./ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, которые обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" муниципальное образование г. Сочи наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 2 указанного Закона, а также ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ /за исключением субвенций из федерального бюджета/.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и лицам, из их числа, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от ненадлежащего осуществления органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в указанной сфере, неосвоения администрацией г. Сочи выделенных на эти цели субвенций, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в интересах " Ф.И.О. "53 и возложении обязанности на Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения " Ф.И.О. "54 по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, и возложении обязанности на администрацию г. Сочи предоставить " Ф.И.О. "55 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Таким образом, судом достоверно и в полной мере установлены обстоятельства того, что администрация органа местного самоуправления обязана предоставить социальные гарантии лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку данная обязанность вытекает из требований действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда Краснодарского края от 15 июля 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 15 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи " Ф.И.О. "56 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированная часть апелляционного определения изготовлена 16.09.2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.