Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "11
судей " Ф.И.О. "10, Кудинова А.В.
по докладу судьи " Ф.И.О. "10
при секретаре " Ф.И.О. "3
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности " Ф.И.О. "7 на решение Ейского городского суда Краснодарского края 22 декабря 2015 года,
заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5,
" Ф.И.О. "6 обратились в суд к административному ответчику Федеральное
государственное казенное учреждение "Южное региональное управление
жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об
обжаловании решений должностного лица.
Административные истцы с учетом уточненных
требований, просят признать незаконным решение " ... " заместителя начальника
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от
" ... " о снятии " Ф.И.О. "4 и членов его семьи с учета, нуждающихся в
жилых помещениях и обязать отменить указанное решение, признать незаконным
решение " ... " заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное
управление жилищного обеспечения" МО РФ от " ... " "Об изменении
решения " ... " от " ... ".". и обязать отменить указанное решение.
Обжалуемым решением Ейского городского суда Краснодарского края от 22 декабря 2015 года удовлетворены заявленные исковые требования " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5,
" Ф.И.О. "6
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности " Ф.И.О. "7 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя " Ф.И.О. "4 по доверенности " Ф.И.О. "8, просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, " Ф.И.О. "4 на
основании ордера " ... " от " ... " на состав семьи 4 человека (военнослужащий,
супруга - " Ф.И.О. "5, дочь - " Ф.И.О. "9, дочь - " Ф.И.О. "6) было
предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, расположенное по адресу:
" ... " жилого помещения составляет
46,2 кв.м., в том числе жилая 27,2 кв.м.
В соответствии с Постановлением исполкома Севастопольского городского совета
народных депутатов и " ... " совета профессиональных союзов
"О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления
им жилых помещений в " ... "" " ... " от 24.12.1984г. (действовавшим на дату
выбытия " Ф.И.О. "4, его супруги и дочери из занимаемого жилого помещения) учетная
норма жилой площади жилого помещения на одного человека установлена 5 кв.м.
Согласно выписке из послужного списка, выписке из приказа командира
войсковой части 49371 " ... " от " ... " прапорщик запаса " Ф.И.О. "4 с " ... " и по " ... " проходил военную службу по контракту в войсковой части 49371. До " ... " войсковая часть 49371 была дислоцирована в " ... ", Украина. После " ... " войсковая часть 49371 была передислоцирована в " ... " Краснодарского края. В связи с передислокацией войсковой части 49371 " ... " Краснодарского края, " Ф.И.О. "4 был переведен в " ... " для дальнейшего прохождения военной службы. " Ф.И.О. "4 с супругой и дочерью выехал из указанной
однокомнатной квартиры для проживания в " ... " Краснодарского края. В
квартире расположенной по адресу: " ... " осталась проживать дочь военнослужащего - " Ф.И.О. "9, являющаяся гражданской Украины.
В соответствии со справкой N " ... " от " ... " квартира расположенная по адресу: " ... " " Ф.И.О. "4 была оставлена родственникам.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами
Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее -
Федеральный закон), так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК
РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными
в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов
исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Согласно абзацу первому пункта 14 статьи 15 Федерального закона, обеспечение жилым
помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы
10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за
счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в
том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение
жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации
(иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту
жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними
членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона
военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет
10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения
с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту
постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего
Федерального закона.
Кроме того, из положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших
контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем
предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для
постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при
увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего
обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 20
марта 2014г. N660-о, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал,
что положения абзаца первого пункта 14 статьи 15 и абзаца второго пункта 1 статьи 23
Федерального закона "0 статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции
законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами,
уволенными с военной службы, права на жилище (определения от 15 июля 2004 года N 272-0,
от 24 сентября 2012 года N 1580-0, от 22 ноября 2012 года N 2105-0, от 24 декабря 2012 года N
2351-0, от 24 декабря 2013 года N 2111-0 и др.). При этом требования об однократном
обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения,
предусмотренные в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации
принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение
необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их
семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе
военнослужащих". Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан,
включая заявителя, на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного
кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 8 "О практике применения судами
законодательства о воинской обязанности военной службы и статусе военнослужащих" если
военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального
найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих",
и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого
военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в
общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от
федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для
постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма),
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ возлагает на Министерство обороны Российской
Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время
военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать
выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для
последующего обеспечения жильем по избранному военнослужащим месту жительства.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного
проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства
обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может предоставить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма (в собственность
бесплатно) в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса
Российской Федерации.
Решением " ... " заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное
управление жилищного обеспечения" МО РФ от " ... " " Ф.И.О. "4 и
члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договору социального найма. Основанием для снятия с учета указано, что " Ф.И.О. "4 " ... " на состав семьи 4 человека, была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: Украина, " ... ".
" ... " вынесено решение " ... " заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ "Об изменении решения " ... " от " ... " г". Основанием для снятия " Ф.И.О. "4 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указан п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Таким образом, в связи с отсутствием документов, подтверждающих реальную сдачу ранее полученного жилого
помещения или сдачу приходящейся на него части жилого помещения квартирным
органам Министерства обороны РФ, а также готовность и возможность такой сдачи, Левченко
В.Н. не представлено, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, что военнослужащий " Ф.И.О. "4 добровольно распорядился ранее полученным от
Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по своему
усмотрению, оставив ее родственникам. В связи с чем, Министерство обороны Российской Федерации исполнило свои
обязанности по обеспечению " Ф.И.О. "4 жилым помещением за счет средств федерального
бюджета и принятые
заместителем начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное
региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской
Федерации, оспариваемые решение от " ... ". N " ... " о снятии с учета нуждающихся в
жилых помещениях " Ф.И.О. "4 и членов его семьи, соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности " Ф.И.О. "7 удовлетворить.
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 22 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных исковых требований " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5,
" Ф.И.О. "6 к Федеральному
государственному казенному учреждению "Южное региональное управление
жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об
обжаловании решений должностного лица - отказать.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.