Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Якушева П.А.
и судей Сергеевой С.М. и Никулина П.Н.
при секретаре Филинове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 22 сентября 2016 г. дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15 августа 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к Трофимову А.В., Шамшуровой Л.В., Павловой О.С. о взыскании денежных средств в порядке регресса- оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения представителя Министерства финансов РФ Борисова С.А., действующего на основании доверенности, возражения на жалобу Павловой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в суд с иском к Трофимову А.В., Шамшуровой Л.В., Павловой О.С. о взыскании денежных средств в размере ****. солидарно в порядке регресса.
В обоснование иска указано, что решением Ленинского районного суда г. Владимира от 28.11.2014 были частично удовлетворены исковые требования Л.., а именно с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация морального вреда в размере ****. Присужденная сумма **** была перечислена взыскателю. При вынесении решения суд установил, что вред был причинен в результате неправомерных действий должностных лиц федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть 33 Федеральной службы исполнения наказаний РФ (далее- ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России), которые выразились в несвоевременном оказании медицинской помощи. По результатам служебной проверки, проведенной ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, виновными в несвоевременном оказании Л. медицинской помощи признаны должностные лица Трофимов А.В., Шамшурова Л.В. и Павлова О.С. Ссылаясь в качестве правового основания на ст. 1081 Гражданского кодекса РФ, истец просил суд взыскать с ответчиков в доход казны Российской Федерации в порядке регресса денежную сумму в размере ****. в солидарном порядке.
В судебном заседании представитель истца Шлетова Т.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.
Ответчик Трофимов А.В. исковые требования не признал. Указал, что проверка проводилась в его отсутствие, т.к. он был уволен ****. Полагал, что проверка проведена ненадлежащим образом, с ее результатами его не знакомили, объяснений не брали. Как виновное лицо, он не был привлечен к участию в деле в Ленинском районном суде г. Владимира по иску Л. Просил в иске отказать.
Ответчик Шамшурова Л.В. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что заявки на тест-системы для выявления ВИЧ инфекции составлялись регулярно. Все 1-ое полугодие 2014 года они работали с тест-системами, которые им привозили в 2013 году, по заявке от ****. Эта заявка была на 4500 штук. **** она уведомляла, что тест-систем не хватает. В начале года мед.отдел дополнительно покупал тест-системы, но их хватило только до марта. **** писала служебную записку главному врачу, начальнику мед.отдела о том, что осталось 9 плашек, которых хватит на 3 месяца. **** составляла рапорт о том, что исследование крови на ВИЧ не проводятся в связи с отсутствием тест-систем. С заключением служебной проверки 2015 года ее не знакомили, объяснений не брали. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Ответчик Павлова О.С. в судебное заседание не явилась, каких-либо ходатайств суду не представила. Ранее в судебном заседании **** возражала относительно заявленных требований. В обоснование своей позиции указала, что по прибытию в учреждение у Л. были взяты анализы на ВИЧ, но поскольку не было реактивов, кровь была заморожена. Когда появились реактивы, кровь была исследована. Считала, что к дисциплинарной ответственности была привлечена незаконно, в связи с чем, писала рапорт о снятии дисциплинарного взыскания.
Представитель третьего лица- ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России Копейкин Д.А., действующий на основании доверенности, возражал относительно исковых требований. Полагал, что фактически нельзя установить вину конкретных лиц. В решении Ленинского районного суда должностные лица и их вина не указаны. Служебная проверка, проведенная в 2015 году по запросу Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее- УФК по Владимирской области), признана работодателем недействительной, поскольку при рассмотрении настоящего дела были выявлены нарушения при ее проведении - не были отобраны объяснения с ответчиков, не указана дата утверждения заключения. При проведении служебной проверки в **** работодателем не выявлены виновные лица в незаконном бездействии и неоказании медицинской помощи Л. Просил в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
Министерством финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области принесена апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда как незаконного на основании того, что решением Ленинского районного суда г. Владимира от 28.11.2014 уже установлен факт незаконных действий должностных лиц ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, которые выявлены в ходе проведенной служебной проверки.
В суд апелляционной инстанции ответчики Трофимов А.В. и Шамшурова Л.В., а также представитель третьего лица- ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Заявлений об отложении слушания дела от них не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1081 Гражданского кодекса РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Владимира от 28.11.2014 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Л. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере ****. за несвоевременное предоставление лечения. Данное решение вступило в законную силу 26.03.2015.
Министерством финансов Российской Федерации решение Ленинского районного суда г. Владимира от 28.11.2014 исполнено, что подтверждается копией платежного поручения от **** и не оспаривалось участниками процесса.
УФК по Владимирской области, являясь представителем Министерства финансов Российской Федерации, в связи с отсутствием в решении суда указания на виновное лицо направило в ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России **** письмо о проведении служебной проверки для установления виновных лиц.
Во исполнение указанного письма в 2015 году ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России была проведена служебная проверка, которая признана недействительной в результате вновь проведенной служебной проверки в ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, утвержденной ****.
В ходе повторной проверки было установлено, что при проведении служебной проверки в 2015 году были нарушены требования Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 и Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12.04.2012 N 198, а именно не были отобраны объяснения лиц - ответчиков (пункт 14); не указана дата утверждения заключения служебной проверки, которая считается датой ее окончания (пункт 20); сотрудники до настоящего времени не ознакомлены с заключением служебной проверки, что препятствовало обжалованию в установленные законом сроки (пункт 14).
Согласно заключению служебной проверки ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России от **** виновные должностные лица в незаконном бездействии и неоказании медицинской помощи Л. в ходе проверки не выявлены.
Исходя из приведенных выше норм права, одним из условий взыскания в порядке регресса вреда, причиненного должностным лицом, является противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом.
Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, соглашается с выводами проведенной ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России служебной проверки от **** как о незаконности проверки 2015 года, так и об отсутствии виновного противоправного поведения должностных лиц учреждения, приведшего к несвоевременному оказанию медицинской помощи Л.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 28.11.2014 установлено, что несвоевременное оказание Л. медицинской помощи как ВИЧ-инфицированному причинило ему нравственные страдания, поскольку предоставление лечения не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия необходимых реагентов.
Однако, указанным решением действия (бездействие) конкретных должностных лиц ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России незаконными не признавались и не признаны.
Поскольку отсутствуют доказательства виновного противоправного поведения ответчиков и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и причинением вреда Л., суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 15 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Председательствующий П.А. Якушев
Судьи С.М. Сергеева
П.Н. Никулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.