Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 17 августа 2016 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ООО "Механизированная колонна 24" на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 07 июля 2016 года, которым
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 03 ноября 2015 года N 486 о признании ООО "Механизированная колонна 24" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 50000 рублей, оставлено без изменения, жалобу ООО "Механизированная колонна 24" - без удовлетворения,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 03 ноября 2015 года N 486 ООО "Механизированная колонна 24" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Механизированная колонна 24" обратилось в суд жалобой, в которой просило постановление отменить.
Судья вынес указанное выше решение.
В жалобе в Верховный суд Республики Коми ООО "Механизированная колонна 24" просит отменить вынесенное решение, прекратить производство по делу.
Заслушав объяснения представителя ООО "Механизированная колонна 24" Колышницыной Т.А., изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно пункту 17б Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) укладка порубочных остатков осуществляется в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Пунктом 21 указанных Правил определено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров.
В соответствии с пунктом 35 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде административного штрафа в размере от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ООО ""Механизированная колонна 24" при производстве работ в соответствии с договором подряда ... от 18 ноября 2014 года заключенного с ОАО " ... " по строительству и монтажу ВЛ 110 кВ " ... " на участке от ...
" ... " было допущено нарушение пунктов 17б, 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 в кварталах 257, 290 Ижемского участкового лесничества, выразившееся в укладке порубочных остатков на месте рубки на расстоянии 5-6 метров от прилегающих лесных насаждений, складировании заготовленной древесины на расстоянии 5-7 метров от прилегающего хвойного и смешанного леса.
Пунктом 9.1 технического задания к договору подряда предусмотрена обязанность Подрядчика по укладке порубочных остатков от стенки леса на расстоянии не менее 5 метров, складированию срубленной древесины (круглых лесоматериалов) в штабеля с противопожарными разрывами не менее 5 метров и сообщении о местах складирования и объёмах в ПО " ... ".
Обстоятельства наличия порубочных остатков на месте рубки на расстоянии 5-6 метров от прилегающих лесных насаждений, складировании заготовленной древесины на расстоянии 5-7 метров от прилегающего хвойного и смешанного леса подтверждается собранными по делу доказательствами, и заявителем в жалобе не оспаривается.
Признавая ООО "Механизированная колонна 24" виновным в совершении вменённого правонарушения заместитель главного государственного лесного инспектора Республики Коми пришёл к выводу о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения.
С указанным выводом согласился и судья.
Вместе с тем ни должностное лицо, ни судья не учли следующего.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 указанного кодекса, к виду использования лесов относится строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьёй 21 названного Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу части 5 названной статьи, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 указанной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно части 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьёй 9 указанного Кодекса для строительства линейных объектов.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи, порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых приказом Рослесхоза от 20 июня 2011 года N 223 лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
В силу пункта 4 указанных Правил, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьёй 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 названных Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
С учётом указанного, субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае, если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса.
Полагаю, что по смыслу статей 24-26, 45 Лесного кодекса Российской Федерации, ООО "Механизированная колонна 24" в данном случае не является лицом, использующим лесные участки, указанные в договорах аренды, заключенных Комитетом лесов Республики Коми с ОАО " ... ", то есть не может быть признана субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, принимаю во внимание, что договор подряда N 017/14-9 был заключен ... " с ООО "Механизированная колонна 24" по результатам открытого конкурса на заключение договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту, условия которого были определены в конкурсной документации, при выполнении договора подряда его условия были соблюдены подрядчиком (ООО "Механизированная колонна 24).
При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии с действиях ООО "Механизированная колонна 24" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует признать обоснованными.
С учётом изложенного, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное постановление и решение суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 03 ноября 2015 года N 486 и решение судьи Ижемского районного суда от 07 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Механизированная колонна 24" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Механизированная колонна 24" прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- В.М. Соболев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.