СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 29 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2016 года, по которому
признано незаконным и отменено решение ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 24.11.2015, в части отказа в постановке на учет Матвеева Д.Е..
Возложена обязанность на ФСИН России поставить Матвеева Д.Е. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.12.2013.
Взысканы с ФСИН России в пользу Матвеева Д.Е. судебные расходы в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчиков Гичева А.И., истца Матвеева Д.Е., его представителя Матвеевой В.Н., судебная коллегия
установила:
Матвеев Д.Е. обратился в суд с иском к УФСИН России по РК, ФСИН России, с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить решение ФСИН России от 24.11.2015 в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить с составом семьи 3 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.12.2013, взыскать с ФСИН России судебные расходы в сумме ... рублей.
Определением суда от 21.06.2016г. производство по иску Матвеева Д.Е. к УФСИН России по Республике Коми прекращено в связи с отказом от иска.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе ответчики, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частей 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Матвеев Д.Е. проходит службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Выслуга лет истца на 19.09.2013г. составляет 20 лет 4 месяца 11 дней.
16 декабря 2013 года истец обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимый пакет документов.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам УФСИН России по Республики Коми и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26.12.2013 принято решение о признании за Матвеевым Д.Е. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 24.11.2015 Матвееву Д.Е. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (в связи с ухудшением жилищных условий).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, применив нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд пришел к выводу о том, что отказ ФСИН России в постановке Матвеева Д.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24.11.2015г. не соответствует действующему законодательству. При этом суд исходил из того, что регистрация супруги истца с сыном в ноябре 2013 года в жилое помещение, в котором зарегистрирован истец в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ не является намеренным ухудшением жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
Действительно в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ вселение в жилое помещение супруги и несовершеннолетнего ребенка сотрудника не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
В тоже время согласно пункту 12 Правил N 369 от 24 апреля 2013 года предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что истец с 1994 года зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен". Данное жилое помещение общей площадью ... кв.м., состоит из одной комнаты, принадлежит на праве собственности отцу истца, который также зарегистрирован в жилом помещении.
Супруга истца с 11.10.1983 г. и несовершеннолетний ребенок с рождения ( "Дата обезличена" год) были зарегистрированы в трехкомнатной квартире по адресу: "Адрес обезличен", которая находится в муниципальной собственности. Согласно представленной справке в квартире лицевой счет разделен на основании договора социального найма от 09.07.2003г., супруге истца Матвеевой В.Н. было выделено в пользование ... кв.м. Из пояснения истца следует, что на указанной площади также зарегистрированы сын истца и сестра Матвеевой В.Н.
29 ноября 2013 года супруга истца Матвеева В.Н. с несовершеннолетним ребенком Матвеевым Е.Д., "Дата обезличена" года рождения снялись с регистрационного учета по месту жительства по адресу: "Адрес обезличен" и зарегистрировались по месту жительства по адресу: "Адрес обезличен"
После регистрации в жилом помещении супруги и сына, истец в декабре 2013 года обратился с заявлением о получении единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила менее ... квадратных метров.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ФСИН России об отказе в постановке на учет Матвеева Д.Е. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки, поскольку отказ членами семьи истца от договора социального найма является ухудшением жилищных условий.
Доводы истца о том, что в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ вселение супруги и сына не является намеренным ухудшением жилищных условий, не могут быт приняты во внимание по изложенным выше основаниям, так как основаны на неверном понимании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, предусматривающего в качестве основания, влекущего снятие сотрудника с соответствующего учета, совершение им или членами его семьи действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283 - ФЗ.
Доводы истца о том, что супруга и сын всегда фактически проживали с ним по ул. "Адрес обезличен" несостоятельны, поскольку изменение регистрации в жилом помещении произведено в период действия законодательства, позволяющего истцу претендовать на получение единовременной социальной выплаты, с рапортом на получение единовременной социальной выплаты истец обратился непосредственно после изменения регистрации по месту жительства супруги и сына.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что истцом и членами его семьи в ноябре 2013 года совершены последовательные действия, свидетельствующие о намерении приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о возложении на ФСИН России обязанности по принятию Матвеева Д.Е. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.12.2013 г.
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, по которому:
отказать в удовлетворении исковых требований Матвеева Д.Е. к ФСИН России о признании незаконным и отмене решения от 24.11.2015г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности на ФСИН России поставить Матвеева Д.Е. с составом семьи 3 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.12.2013г., о взыскании с ФСИН России судебных расходов в сумме ... рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.