СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрев в судебном заседании 01 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми на решение Удорского районного суда Республики Коми от 14 июня 2016 года, которым иск прокурора в интересах НИ удовлетворен;признано за НИ право на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год на сумму ... ) рублей ... копейки.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми ЛИ прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Удорского района обратился в Удорский районный суд Республики Коми с иском в интересах НИ к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района" о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год, т.е. на сумму ... руб.
Ответчиком иск не признан.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми в суд не явился, направив отзыв на иск, в котором исковые требования считал необоснованными.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ РК "Центр правового обеспечения" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что НИ. с 2005 года является получателем мер социальной поддержки по категории педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен"
Многоквартирный дом, в котором проживает истец, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, индивидуальный прибор учета тепловой энергии в жилом помещении НИ. отсутствует.
В феврале 2016 года НИ выставлен счет на оплату коммунальных услуг за январь 2016 года, включая плату за отопление на сумму ... руб., а также содержащий требование об оплате отопления за 2015 год в размере корректировки платы за данную услугу на сумму ... руб.
Суд первой инстанции, проанализировав положения закона, регулирующие спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам по делу, сделал вывод об обоснованности требований, при этом суд исходил из действовавшего на период 2015 года законодательства.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплена социальная гарантия в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
В силу части 4 статьи 4 названного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ).
Указанная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ, от 07.10.2013 N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;
оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;
оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 N 383 внесены дополнения в "Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденные постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115, в частности Правила дополнены пунктом 15-1, в соответствии с пунктом 15 которых меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 17 Правил (в редакции 05.05.2009) расчет суммы компенсации выполняется центрами:
1) исходя из начисленных организациями (предоставляющими жилищно - коммунальные услуги, далее - организации) сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении;
2) на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальной услуги гражданам, которые действуют до 01.07.2016.
Согласно подпункту "б" пункта 21 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, которым определена формула расчета корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома с учетом:
- размера платы за тепловую энергию, определенного исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- общей площади помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м);
- общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- общего размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.),
т.е. фактически с учетом объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящегося на отдельное жилое помещение, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Поскольку согласно действующему до 01.01.2016 Закону Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг, суд обоснованно признал за истцом право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год. Выводы суда подробно изложены в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении к данным правоотношениям Закона РК N 55-РЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, поскольку корректировка размера платы за отопление включена в начисление по оплате коммунальных услуг за январь 2016 года, являются несостоятельными, ввиду того, что указанная корректировка рассчитана за период 2015 года.
Решение суда законно и обоснованно, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Удорского районного суда Республики Коми от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.