СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе В на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2016, по которому
признано за В право на предоставление земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Коми за N 59-РЗ " О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории " ... ".
В иске В к администрации МО ГО " ... " о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми за N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" вне очереди, отказано.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения В судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В обратилась в суд с иском к администрации МО ГО " ... " о признании права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по категории " ... " в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить указанный земельный участок вне очереди.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании поданного ею в администрацию МО ГО " ... " заявления она была принята на учет и поставлена в очередь под N ... по категории " ... " на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с чем она не согласна. Полагает, что земельным законодательством не предусмотрена очередность обеспечения земельными участками лиц, имеющих трех и более детей, и после получения ее заявления администрация была обязана незамедлительно принять меры по предоставлению ей земельного участка, что сделано не было.
Определениями суда от 28.04.2016 и от 24.05.2016 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО ГО " ... ", Ш
В судебном заседании В и ее представитель адвокат ... , действующий на основании ордера, а также Ш. заявленные требования поддержали.
Администрация МО ГО " ... ", извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе В просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном истолковании норм Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Администрация МО ГО " ... " представила в суд возражения, в которых полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов, В., являясь многодетной матерью, "Дата обезличена" обратилась в администрацию МО ГО " ... " с запросом о включении ее с составом семьи пять человек, в том числе супруг Ш ... г.р., дочь ... г.р., сын ... , ... г.р., дочь ... , ... г.р., в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в рамках Закона Республики коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории " ... ".
Постановлением администрации МО ГО " ... " от ... В с указанным составом семьи включена в названный список граждан по категории "граждане, имеющие трех и более детей - родители (одинокие родители), опекуны, попечители, приемные родители, имеющие трех и более детей", с датой постановки на учет "Дата обезличена" под N ...
О принятом органом местного самоуправления решении истец была уведомлена письмом от ...
По состоянию на "Дата обезличена" семья В состоит в администрации МО ГО " ... " в указанном выше списке граждан под N ...
Разрешая возникший между сторонами спор при установленных обстоятельствах, суд, проанализировав нормы Земельного кодекса РФ и Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка на состав семьи ... человек. Однако, поскольку в силу закона земельные участки предоставляются льготной категории граждан в порядке очередности, установленной соответствующим списком граждан, предоставление истцу земельного участка под индивидуальное жилищное строительство вне очереди приведет к нарушению прав других лиц, поставленных в данную очередь ранее. В связи с этим суд признал за В. право на предоставление ей земельного участка в собственность в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по категории " ... " и не усмотрел оснований для возложения на администрацию МО ГО " ... " обязанности предоставить истцу земельный участок вне очереди.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы правильных выводов суда не опровергают и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Исходя из положений статей 6, 11, 11.2,, 39.1, 39.5, 31.19 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015 и на дату подачу истцом запроса в администрацию МО ГО "Сыктывкар"), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Льготный порядок предоставления земельных участков в собственность граждан, проживающих в Республике Коми, установлен Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Под порядком предоставления земельного участка следует понимать последовательность действий, совершаемых сторонами земельных правоотношений при наличии конкретных обстоятельств, необходимых для реализации льготного права на получение земельного участка в собственность бесплатно.
В части 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" установлен перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 указанного Закона Республики Коми указанные земельные участки предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.
В соответствии с частью 3 статьи 5 названного Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ земельные участки предоставляется гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, установлен статьей 5 (1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
В соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми (далее - уполномоченный орган) в пределах их компетенции в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.
Таким образом, предоставляемый гражданину земельный участок должен быть сформирован.
Согласно частям 2, 3, 10, 11, 12 и 13 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" основаниями предоставления в собственность бесплатно земельного участка являются документы, подтверждающие отнесение гражданина к одной из категорий, перечень которых установлен частями 2, 3 настоящего статьи.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления к нему заявления и документов, предоставленных в соответствии с частями 2, 3 и 9 настоящей статьи, принимает одно из установленных статьей 39.17 Земельного кодекса РФ решений: 1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, если не требуется образование земельного участка (с направлением принятого решения гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в течение 1 рабочего дня со дня его принятия); 2) об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (с направлением принятого решения гражданину с указанием всех оснований отказа в течение 1 рабочего дня со дня его принятия).
В случае, если от гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, поступило заявление о предоставлении земельного участка и требуется образование земельного участка, уполномоченный орган принимает в срок не более чем 30 календарных дней со дня поступления данного заявления решение о постановке этого гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Решения о постановке граждан на учет направляются гражданам, в отношении которых приняты данные решения, в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.
Уполномоченный орган обеспечивает мероприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, и в течение 30 календарных дней после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет принимает одно из решений: 1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (с направлением принятого решения гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в течение 1 рабочего дня со дня его принятия); 2) об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (с направлением принятого решения гражданину с указанием всех оснований отказа в течение 1 рабочего дня со дня его принятия).
Учет граждан осуществляется путем включения их в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Уполномоченный орган формирует список в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления и документов, по форме согласно приложению к настоящему Закону.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что В относится к категории граждан, которые имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и за ней следует признать указанное право.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие у истца такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по ее требованию земельный участок вне очереди без соблюдения указанного выше порядка, закрепленного законом.
В представленных материалах дела не содержится документов, подтверждающих наличие у заявителя прав на земельные участки, указанные в пункте 2-3 части 2 статьи Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", равно как и отсутствуют сведения о том, что на момент обращения Вороновой Н.А с запросом в администрацию МО ГО " ... " у ответчика имелись в наличии сформированные земельные участки, предназначенные для предоставления льготным категориям граждан под индивидуальное жилищное строительство.
При таких обстоятельствах администрация МО ГО " ... " в силу ч. ч. 1, 12, 13 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" обоснованно включила В. с составом семьи пять человек в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, в порядке очередности.
Поскольку истец поставлена в очередь на предоставление земельного участка, суд первой инстанции верно сделал вывод о том, что предоставление В конкретного земельного участка вне очереди приведет к нарушению прав других лиц, поставленных в данную очередь ранее и имеющих с истцом равное право на бесплатное получение в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В связи с этим суд обоснованно отказал в удовлетворении требования В о возложении на администрацию МО ГО " ... " обязанности предоставить ей земельный участок во внеочередном порядке.
С учетом вышеизложенного, принятое по делу решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.