Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабич В.В.,
судей Кондрак Н.И., Радовиля В.Л.
при секретаре Волотовой В.А.
с участием: представителя
административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 09.06.2016 года по административному иску ФИО1 к Управлению земельного контроля города Севастополя /далее - Севземконтроль/ об оспаривании бездействия органа государственного контроля, -
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в Ленинский районный суд г.Севастополя с иском к Севземконтролю, в котором просил суд установить наличие либо отсутствие у административного ответчика полномочий на разрешение по существу обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о проверке факта самовольного занятия земельного участка. Признании бездействия незаконным и понуждении предоставить акт проверки соблюдения земельного законодательства, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик в нарушение норм действующего законодательства г. Севастополя не провел проверку соблюдения земельного законодательства по его обращению и не предпринял предусмотренных законом мер для их устранения.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 09.06.2016 года ФИО1 отказано в удовлетворении иска.
Не согласившись с вышеуказанным решением ФИО7 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить новое об удовлетворении иска в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Поскольку установленное судом отсутствие полномочий по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, не имеет отношения к предмету спора и проведению проверки соблюдения земельного законодательства.
В судебное заседание истец не явился, извещен заблаговременно и надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Представитель административного ответчика против удовлетворения жалобы возражал. Полагает, что у Севземконтроля отсутствуют полномочия по проведению проверки по обращению административного истца, так как имеет место гражданско-правовой спор о защите права собственности на землю, который подлежит разрешению судом.
Заслушав судью-докладчика, представителя административного ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в Севземконтроль за вх. N поступило заявление ФИО1 о проведении проверки по факту самовольного занятия части принадлежащего ему земельного участка, расположенного по ул. 2-я Бастионная, 27 г. Севастополя и направлении документа по результатам проверки для предоставления в ОМВД России по Нахимовскому району /л.д.9/.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Севземконтролем за исх. N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен ответ, согласно которого последнему отказано в проведении проверки по тем основаниям, что Севземконтроль не наделен полномочиями по разрешению земельных споров, возникших между гражданами и юридическими лицами в результате владения, пользования и распоряжения земельными участками /л.д.10/. Так же ФИО1 разъяснено, что последний вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении административным ответчиком положений Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также отсутствии полномочий по составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ и, соответственно, оснований для удовлетворения иска о понуждении провести проверку по факту самовольного занятия земельного участка, составлении предписания и протокола.
С данными выводами суда первой инстанции не соглашается коллегия судей исходя из следующего.
Положением об Управлении земельного контроля города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя N от ДД.ММ.ГГГГ /далее Положение/ установлено, что Севземконтроль является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на осуществление земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства города Севастополя, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность /п.п.1, 2 Положения/.
Севземконтроль в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя, иными нормативными правовыми актами города Севастополя, постановлениями и распоряжениями Правительства Севастополя, а также настоящим Положением /п.3 Положения/. Пункты 11.4, 11.8 Положения относит к полномочиям Севземконтроля проверки законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного их занятия, а также соблюдения правообладателями и другими лицами иных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При этом, статьей 1 ЗС "О земельном контроле города Севастополя" установлено, что земельный контроль на территории города Севастополя - это осуществляемая на основании статьи 72 ЗК РФ и Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований, за нарушение которых федеральным законодательством и законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.
Таким образом, на основании п.1 Положения, ст.1 ЗС "О земельном контроле города Севастополя" Севземконтроль является органом, осуществляющим земельный контроль на территории г. Севастополя вне зависимости от формы собственности на землю.
При этом, ч.1-2 ст.2 ЗС "О земельном контроле города Севастополя" установлено, что земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, а также в иных предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя формах, в порядке, определенном Правительством Севастополя, а объектами земельного контроля являются все земли в границах города Севастополя независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Статьей 3 ЗС "О земельном контроле города Севастополя" установлено, что задачами земельного контроля на территории города Севастополя являются: обеспечение соблюдения всеми физическими, юридическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства в целях законного, рационального и эффективного использования земель на территории города Севастополя; предупреждение и выявление нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя; пресечение и устранение нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя.
Пунктом 4 статьи 4 ЗС "О земельном контроле города Севастополя" к функциям земельного контроля на территории города Севастополя кроме того отнесена проверка законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки.
Пунктом 2 статьи 5 ЗС "О земельном контроле города Севастополя" к полномочиям должностных лиц уполномоченного органа отнесены полномочия по составлению по результатам проверок актов проверок соблюдения земельного законодательства.
Изложенное свидетельствует о том, что задачами Севземконтроля является, в том числе, обеспечение соблюдения всеми физическими лицами требований законодательства в целях законного, рационального и эффективного использования земель на территории г. Севастополя; предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя. Земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, по результатам которых составляется актов проверок соблюдения земельного законодательства.
Исходя из положений Административного регламента исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функции по осуществлению земельного контроля, утвержденного постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N (п.3.5.9, 3.5.3) обращение гражданина о нарушении земельного законодательства относится к событию, являющемуся основанием для проведения проверки соблюдения земельного законодательства физическими лицами.
Таким образом, административный ответчик наделен компетенцией проводить проверки по обращениям граждан о фактах нарушения земельного законодательства вне зависимости от принадлежности земельного участка и обязан был исполнить функцию земельного контроля, результатом чего является акт проверки, а при обнаружении достаточных фактов, указывающих на нарушения требований земельного законодательства, за которые предусмотрена административная и иная ответственность - направить в уполномоченные органы (п. 1.7.1 - 1.7.3 Регламента), вследствие чего исковые требования о признании бездействия Севземконтроля являются обоснованными.
В удовлетворении иных требований - об установлении наличия либо отсутствия полномочий, возложении обязанности направить административному истцу акт проверки соблюдения земельного законодательства надлежит отказать, так как вышеизложенные нормативно-правовые акты не обязывают Севземконтроль при осуществлении функции земельного контроля направлять акт проверки гражданину, по обращению которого она проведена, а только в органы государственного земельного надзора либо в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством города Севастополя составлять протоколы об административных правонарушениях, а установление наличия либо отсутствия полномочий не относится к способам защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов граждан, предусмотренных КАС РФ.
Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции надлежащей оценки изложенному не дал, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неверно применил нормы материального права, в связи с чем, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 308-310 КАС РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 09.06.2016 года отменить.
Принять новое решение, которым административный иск ФИО1 к Управлению земельного контроля города Севастополя об установлении наличия либо отсутствия полномочий, признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать несоответствующим Земельному кодексу РФ и Закону Севастополя N 119-ЗС от 26 февраля 2015 года бездействие Управления земельного контроля г. Севастополя, выразившееся в непроведении проверки соблюдения земельного законодательства по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление земельного контроля города Севастополя провести проверку соблюдения земельного законодательства по указанному заявлению по адресу "адрес", о чем сообщить истцу и в суд в месячный срок.
В остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий /подпись/ В.В. Бабич
судьи /подпись/ Н.И. Кондрак
/подпись/ В.Л. Радовиль
Копия верна
судья Н.И. Кондрак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.