Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Дудкиной Т.Н.
судей Кондрак Н.И., Артамоновой Т.А.
при секретаре Кондратовой Е.В.
с участием:
представителя административного истца ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19.04.2016 года по административному иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным возврат Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заявления ФИО2 об утверждении плана границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 1000,00 кв.м., с кадастровым номером N; обязать административного ответчика утвердить план границ земельного участка "адрес" общей площадью 1000,00 кв.м., с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" строителей и принадлежащего ФИО2 на праве собственности в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления повторно с имеющимися согласованиями Управлением земельного контроля города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Управлением градостроительства и архитектуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии N, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя. В целях определения местоположения границ существующего земельного участка, административный истец обратился с заявлением в Главное управление имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя об утверждении плана границ указанного земельного участка, которое было согласовано Управлением земельного контроля города Севастополя и Управлением градостроительства и архитектуры города Севастополя. Административный ответчик письмом от
N уведомил ФИО2 о возврате представленных им материалов, сославшись на то обстоятельство, что принадлежащий ему земельный участок входит в границы земельного участка площадью 3,40 га, переданного Распоряжением Правительства Севастополя N195-РП от 20.03.2015 в Федеральную собственность для использования в интересах Вооруженных Сил РФ.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО2 удовлетворен частично, признан необоснованным возврат заявления истца об утверждении плана границ земельного участка расположенного по "адрес", общей площадью 1000,00кв.м., кадастровый номер N. На Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении плана границ вышеуказанного земельного участка. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку спорный земельный участок не сформирован, не прошел кадастровый учет и не может являться объектом гражданских прав.
Представитель административного истца против удовлетворения жалобы возражал.
В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав судью-докладчика, пояснения явившегося лица, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности действий административного ответчика и отсутствия доказательств, подтверждающих обоснованность и законность возврата административному истцу заявления об утверждении плана границ земельного участка, или несоответствия по форме или содержанию поданных документов требованиям действующего законодательства, либо не представления административным истцом документов, необходимых для согласованиях границ земельного участка, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, административным ответчиком не предоставлено, а также наличия земельного спора.
С указанными выводами суда первой инстанции соглашается коллегия судей исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, административный истец на основании договора купли-продажи земельного участка, нотариально удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью кв.м., кадастровый номер N, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N (л.д. 7).
Административным истцом в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Управление земельных отношений было подано заявление об утверждении плана границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 9-12). Вышеуказанное заявление было согласовано начальником Управления архитектуры и градостроительства "адрес" ДД.ММ.ГГГГ и Начальником Управления земельного контроля ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается листом согласования.
Согласно письму N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 возвращено заявление об утверждении плана границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", по тем основаниям, что усматривается наличие земельного спора, так как данный участок является участком военного городка, ранее использовавшегося Черноморским флотом Российской Федерации, а также указано, что земельный участок по "адрес" входит в границы военного города N539, включающего земельный участок площадью 3,40 га, расположенный по адресу: гор. Севастополь, бухта Казачья, переданного Распоряжением Правительства Севастополя N195-РП от 20.03.2015 в Федеральную собственность для использования в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (л.д. 6).
Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-1111 "Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка" утвержден порядок подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка (далее Порядок).
Согласно пунктов 2.1-2.7 вышеуказанного порядка план содержит сведения государственного кадастра недвижимости и составляется в целях определения местоположения границ существующего земельного участка и подлежит утверждению должностным лицом, уполномоченным Правительством Севастополя.
План представляет собой графически отображенные сведения о земельном участке. В случае одновременного уточнения местоположения границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ, также графически отображаются смежные земельные участки.
При составлении плана границ земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок и с учетом документации по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Ситуационный план земельного участка представляет собой графически отображенные сведения о земельном участке на картографическом материале, позволяющем определить его местоположение, а также о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком. На ситуационном плане должны быть указаны линии застройки, границы обозначенного участка, схематически представлены основные здания и сооружения. Ситуационный план представляется приложением к плану границ земельного участка. Все листы Плана должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью и печатью исполнителя работ.
В разделе 3 Порядка установлены порядок рассмотрения, согласования и утверждения Плана. В частности, в целях утверждения Плана заказчик работ обращается в Главное управление имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя с соответствующим заявлением в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги. Уполномоченное Правительством должностное лицо в 30-дневный срок со дня поступления заявления утверждает План после его согласования Управлением земельного контроля города Севастополя и Управлением градостроительства и архитектуры города Севастополя. Севимущество выдает заявителю утвержденный План или уведомление об отказе в утверждении Плана с указанием причин отказа (п. 3.1). С заявлением представляются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физических лиц), копия уставных документов (для юридических лиц); доверенность (если с заявлением обращается представитель заявителя), документы, подтверждающие право наследования; копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок и объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке; копии землеустроительной документации (при ее наличии); кадастровый паспорт земельного участка. В случае непредставления кадастрового паспорта заявителем по собственной инициативе Правительство Севастополя самостоятельно запрашивает его в порядке информационного взаимодействия у уполномоченного органа (п. 3.2). Уведомление об отказе в утверждении Плана должно содержать обоснованные причины невозможности его утверждения в соответствии с действующим законодательством (п. 3.3). При наличии утвержденного плана границ земельного участка согласование местоположения границ земельного участка уполномоченным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном статьей 39 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется (п. 3.4).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, административным истцом в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя во исполнение указанного нормативно-правового акта было подано заявление об утверждении плана границ принадлежащего ему земельного участка, соответствующее требованиям вышеуказанного Порядка. В частности, административному ответчику были предоставлены сведения о регистрации права собственности административного истца на спорный земельный участок (л.д. 7), кадастровый паспорт на данный земельный участок (л.д. 8) и план границ земельного участка, состоящий из титульного листа (л.д. 9), каталога координата характерных точек границ земельного участка (л.д. 10), ситуационного плана земельного участка (л.д. 11), листа согласования (л.д. 12).
При этом оснований, предусмотренных п. 3.6 указанного Порядка в качестве отказа в утверждении Плана, в частности, факта установления границ военного городка и пересечения земельного участка истца указанных границ, уполномоченным органом в ответе административному истцу не указано.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств, подтверждающих обоснованность и законность возврата административному истцу заявления об утверждении плана границ земельного участка, вхождения принадлежащего на праве собственности ФИО2 земельного участка в границы земель военного городка и установление границ данного городка, материалы дела не содержат и ответчиком не представлено, вследствие чего судом принято решение о частичном удовлетворении иска.
Доводы жалобы о том, что спорный участок государственный кадастровый учет не прошел, опровергаются кадастровым паспортом данного земельного участка. Довод об отсутствии границ и точной площади земельного участка судебной коллегией так же не может быть принят как основание для отмены судебного решения, поскольку план границ земельного участка, составляемый в соответствии с положениями Порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-1111, составляется именно в целях определения местоположения границ существующего земельного участка, а право собственности административного истца на земельный участок удостоверено надлежащими документами в соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судом принято решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Выводы суда подробно мотивированы, процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.