Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Жиляева С.В.,
судей Сычева Ю.В. и Власова Е.В.,
при секретаре Катковой Е.А.,
с участием прокурора Земскова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Власова Е.В.
дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Малоярославецкого района Калужской области на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 15 июня 2016 года по заявлению заместителя прокурора Малоярославецкого района Калужской области о признании не соответствующим закону в части нормативного акта органа местного самоуправления,
установила:
постановлением администрации муниципального района (МР) "Малоярославецкий район" Калужской области от 25 сентября 2015 года N 1257 был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда на территории муниципального района "Малоярославецкий район" (далее - Административный регламент); опубликование этого нормативного акта произведено в газете "Маяк" от 06 октября 2015 года N 121-122.
Пункт 1.2 Административного регламента имеет следующее содержание:
Заявителями на предоставление муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда (далее - муниципальная услуга), являются граждане Российской Федерации, зарегистрированные и постоянно проживающие на территории сельских поселений Малоярославецкого района, признанные в порядке, установленном Законом Калужской области от 08.02.2006 N 170-ОЗ "О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях и зарегистрированные в Российской Федерации в установленном законодательством порядке.
Подавать заявление о предоставлении муниципальной услуги от имени заявителя имеет право его представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством.
30 марта 2016 года заместитель прокурора Малоярославецкого района Калужской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать недействующим пункт 1.2 Административного регламента в части установления требований о наличии регистрации по месту жительства для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда, со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований приведены доводы о том, что само по себе наличие либо отсутствие регистрации не может влиять на предоставление муниципальной услуги заинтересованным в ее получении лицам по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В заявлении указано, что включение в Административный регламент условия о наличии регистрации для целей предоставления названной муниципальной услуги создает необоснованные препятствия для граждан в реализации возможности встать на жилищный учет в целях получения жилого помещения.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции участвовавший от прокуратуры Малоярославецкого района Калужской области Сидоров В.В. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации МР "Малоярославецкий район" Сафронова М.В. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 15 июня 2016 года административное исковое заявление прокуратуры Малоярославецкого района Калужской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, а также письменных возражений на него со стороны администрации МР "Малоярославецкий район", выслушав прокурора Земскова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционного представления, а также представителя администрации МР "Малоярославецкий район" Азизова Л.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции соответствует закону, судебная коллегия приходит к следующему.
Со ссылкой на статью 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного искового заявления прокуратуры, указав на то, что Административный регламент в оспариваемой прокурором части федеральному законодательству не противоречит и прав неопределенного круга лиц не нарушает.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрены главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает право на обращение в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства для заинтересованных граждан. Соответственно этому на органы местного самоуправления законодательством возложены функции по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.3 ч.1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, устанавливается в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. В Калужской области порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда устанавливается Законом Калужской области N 170-ОЗ "О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Реализация функций органов местного самоуправления, осуществляемых по запросам заявителей, связана с оказанием муниципальных услуг и регламентируется положениями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 2 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что заявителем по вопросам предоставления государственных или муниципальных услуг является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 данной статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарты их предоставления определяются административными регламентами (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
К числу функций органов местного самоуправления, как было указано выше, относится ведение в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. С учетом этого и подлежал утверждению рассматриваемый Административный регламент.
Оспариваемые прокуратурой положения пункта 1.2 Административного регламента ограничивают круг заявителей на предоставление муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях за счет введения такого требования к заявителям, как наличие у них соответствующей регистрации.
Вместе с тем, данное ограничение не может быть признано законным, поскольку ни жилищным законодательством, ни законодательством, регламентирующим предоставление муниципальных услуг, наличие либо отсутствие соответствующей регистрации не предусмотрено в качестве условия, определяющего круг заявителей на предоставление муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При вынесении судом первой инстанции решения также не учтено, что понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в статье 20 ГК Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, оспариваемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокуратуры.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 15 июня 2016 года отменить и вынести новое решение, которым заявление заместителя прокурора Малоярославецкого района удовлетворить. Признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу пункт 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда на территории муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного постановлением администрации муниципального района Малоярославецкий район Калужской области от 25 сентября 2015 года N 1257, в части предусмотренного в нем требования о необходимости регистрации у заявителей на предоставление муниципальной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.