Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Гаричевой З.Ф. - по доверенности Афониной Г.К.
на решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 13 июля 2016 года
гражданское дело по иску Гаричевой З. Ф. к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Гаричева З.Ф. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании за ней права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах", указывая, что является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, распоряжением администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области от 25.12.2015 г. N N снята с учета нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более нормы предоставления. При рассмотрении вопроса о включении ее в список граждан, имеющих право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки, межведомственная комиссия исходила из того, что в соответствии с п.5 договора дарения от 29 апреля 2003 года, по которому Гаричева З.Ф. подарила ранее принадлежавшую ей квартиру своему сыну, она сохраняет право проживания и пользования этим жилым помещением. Между тем, такое право сохраняется за истцом только до отчуждения квартиры другим лицам.
Представитель администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области по доверенности - Каретникова К.А. иск не признала.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск.
Решением суда от 13 июля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, в частности, на то, что занимаемый истцом жилой дом, 1954 года постройки, неблагоустроен, имеет печное отопление, его износ составляет 46 %, капитальный ремонт в нем не производился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гаричева З.Ф. является членом семьи (вдовой) умершего участника Великой Отечественной войны (л.д. 65, 66, 73, 74), в собственности жилья не имеет - проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: "адрес" - в квартире, находящейся в собственности ее сына Гаричева С.Н. (л.д. 69).
Ранее указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности Гаричевой З.Ф. - на основании договора дарения от 29 апреля 2003 года передано в собственность Гаричеву С.Н. (л.д. 54, 69, 76, 77).
Распоряжением администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области от 20.04.2015 г. N N Гаричева З.Ф. на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в общую очередь под N (л.д. 56, 57).
Из протокола заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. от 11 сентября 2015 года N следует, что в комиссия пришла к выводу о неправомерности включения Гаричевой З.Ф. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку в соответствии с п.5 договора дарения от 29 апреля 2003 года она сохраняет право проживания и пользования вышеуказанной квартирой общей площадью 39,4 кв.м, где проживает и состоит на регистрационном учете одна, при этом судебного решения о прекращении права пользования и проживания в данной квартире не имеется. В этой связи в адрес администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области направлено письмо о неправомерности включения истца в названный список (л.д. 53).
23 октября 2015 года состоялось заседание комиссии по жилищным вопросам администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области, по итогам которого принято решение об оставлении без изменения решения о принятии Гаричевой З.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях ввиду отсутствия предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований для снятия ее с учета (л.д. 48-49, 50-51).
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1041-1945 г.г. от 17 ноября 2015 года N 40 комиссия вновь пришла к выводу о неправомерности включения Гаричевой З.Ф. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предложив администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области повторно рассмотреть данный вопрос (л.д. 44).
Распоряжением администрации г.о.г. Сокольский Нижегородской области от 25.12.2015 г. N N в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ Гаричева З.Ф. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (л.д. 41, 42-43).
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для признания за истцом права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Так, согласно ст.15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанным в подп.подп. "а"-"ж" и "и" подп.1 п. 1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В п.п.1, 2 и 6 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, а форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Формы и порядок обеспечения жильем проживающих на территории Нижегородской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе установленных ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", определены Законом Нижегородской области от 07.07.2006 г. N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области".
На основании ст.2 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма (п.1).
По письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (п.2).
В силу ст.3 названного Закона Нижегородской области формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (п.1).
На основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (п.4).
Согласно ст.5.1 указанного Закона Нижегородской области меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в ст.1 настоящего Закона (п.1).
В системной взаимосвязи с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" из содержания приведенных норм следует, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны - путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо на основании соответствующих заявлений в форме единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения - осуществляется в случае, если они в установленном действующим законодательством порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Исчерпывающий перечень оснований признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен в ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что Гаричева З.Ф. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку снята с учета распоряжением органа местного самоуправления, которое не отменено и в установленном порядке не оспорено, и вновь на учет не поставлена.
Сама по себе возможность отчуждения занимаемого истцом жилого помещения не имеет правового значения, поскольку нуждаемость в жилых помещениях определяется исходя из имеющейся обеспеченности жильем.
Ссылки заявителя на неблагоустроенность жилого помещения и большую степень износа дома, в котором оно находится, также не являются состоятельными, поскольку допустимыми доказательствами непригодность жилого помещения для постоянного проживания не подтверждена.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не свидетельствуют об ошибочности содержащихся в нем выводов.
Судом при разрешении данного спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гаричевой З.Ф. - по доверенности Афониной Г.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.