Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Шептуновой Л.П. и Загорьян А.Г.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к "данные изъяты" о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе представителя "данные изъяты" ФИО5 на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Минькиной И.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к "данные изъяты", "данные изъяты" о восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, морального вреда, признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к "данные изъяты", "данные изъяты" о признании отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и возложении обязанности поставить на указанный учет выделено в отдельное производство.
Заявляя данные требования ФИО1 в иске указал, что его стаж службы в уголовно-исполнительной системе составляет более 20 лет, в комиссию "данные изъяты" по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательство Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, им были предоставлены все необходимые для постановки на учет документы, вместе с тем протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Просит суд признать незаконным отказ ответчика в постановке на учет для получения единовременной выплаты и обязать поставить его на указанный учет.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требования ФИО1 к "данные изъяты" прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к "данные изъяты" о признании отказа незаконным, в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, удовлетворены.
Отказ "данные изъяты" в постановке ФИО1 на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признан незаконным.
Дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ на "данные изъяты" возложена обязанность поставить ФИО1 на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ поступила апелляционная жалоба представителя ответчика. Представитель "данные изъяты" ФИО5 в своей жалобе считает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагает, что при рассмотрении данного дела не могут применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, так как они противоречат специальному законодательству. Обращает внимание, что Федеральным законом N 283-ФЗ от 30.12.2012 года строго определен список лиц, являющихся членами семьи сотрудника для целей указанного закона, и в соответствии с которым совершеннолетние дети истца не являются членами семьи бывшего сотрудника ФИО1 Указывает на обеспеченность каждого члена семьи истца жилой площадью в размере 15,5 м 2, что является основанием отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Обращает внимание на то, что судом не разрешено требование истца о возложении обязанности по постановке на учет в качестве получателя единовременной социальной выплаты, что может послужить препятствием для исполнения решения. Просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Из материалов дела следует, что решением комиссии "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, заместителю начальника отдела безопасности "данные изъяты", имеющему выслугу лет в календарном исчислении 22 года, с составом семьи - жена ФИО6, проживающему по адресу: "адрес", было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как не имеющему права в получении данной выплаты, в связи с непредставлением обязательных документов предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04. 2013 г. N. В протоколе заседания комиссии указано, что вместо выписки из домовой книги по адресу: "адрес", ФИО1 представлена справка о регистрации, выписка из поквартирной карточки, выписки из лицевого счета, вместо выписки из домовой книги по прежнему адресу: "адрес", ФИО1 представлена копия поквартирной карточки и выписка из лицевого счета. Кроме этого, комиссия также указала, что обеспеченность общей площадью жилого помещения ФИО1 и его жены ФИО6 составляет 15,5 кв.м. на каждого.
Из материалов учетного дела ФИО1 следует, что он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 62 кв. м., собственником 1/2 доли которого является его жена - ФИО7
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в указанной квартире помимо ФИО1 и ФИО6 проживают и зарегистрированы бывший муж ФИО7 - ФИО8, являющийся собственником второй 1/2 доли квартиры, а также дети ФИО7 от первого брака - ФИО9 и ФИО10
Вступившим в законную силу решением Смирныховского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, определен порядок пользования квартирой N "адрес" в "адрес"; в пользование ФИО8 передана комната площадью 18.8 кв.м., в пользование ФИО6, ФИО10, ФИО9 - комнаты площадью 10,1 кв.м. и 12,4 кв.м., подсобные вспомогательные помещения переданы в совместное пользование.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ФИО1. Н. возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена его семьи составила 7,7 кв. м. ( с учетом жены ФИО6 и ее совершеннолетних детей ФИО10 и ФИО9).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Этой же нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности. Финансовый лицевой счет содержит аналогичные сведения.
Как следует из представленного "данные изъяты" учетного дела на ФИО1, вместе с рапортом заявителем были представлены следующие документы: копия свидетельства о регистрации права собственности ФИО6 на жилое помещение по адресу: "адрес", две выписки из лицевого счета по данному адресу, справка о зарегистрированных, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 5 человек и в которой указано, что домовая книга не ведется, копия поквартирной карточки по прежнему месту жительства и выписка из лицевого счета, выписка из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, справки ФГУП "Ростехинвентаризация".
Из представленных документов следует, что информация о периодах регистрации и проживания ФИО1 и членов его семьи в приведенных жилых помещениях, о размере площадей жилых помещений, содержится в представленных в комиссию вышеприведенных документах.
В связи с этим поквартирная карточка в данном случае является документом, заменяющим выписку из домовой книги. Тем более, само по себе оформление поквартирной карточки свидетельствует о том, что ведение работы, связанной с регистрацией граждан в указанном жилье, осуществляется управляющей компанией, а, следовательно, домовая книга не ведется.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения комиссии "данные изъяты" об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложил на ответчика обязанность поставить истца на такой учет.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, основаны на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.лищного кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя "данные изъяты" ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий Минькина И.В.
Судьи: Шептунова Л.П.
Загорьян А.Г.
Судья ФИО2 Дело N 33-2206/2016
Докладчик Минькина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
( резолютивная часть)
22 сентября 2016 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Шептуновой Л.П. и Загорьян А.Г.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к "данные изъяты" о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе представителя "данные изъяты" ФИО5 на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи ФИО12, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя "данные изъяты" ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий Минькина И.В.
Судьи: Шептунова Л.П.
Загорьян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.