Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Минькиной И.В. и Марьенковой А.В.,
при секретаре Остапенко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ "Долинский", мэру муниципального образования городской округ "Долинский" Д.В.В. о признании назначения на должность вице-мэра муниципального образования городской округ "Долинский", распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О переводе на должность муниципальной службы Я.А.Ф." незаконными, отмене распоряжения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Т.А.В. на решение Долинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения прокурора К.А.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности заместителя Долинского городского прокурора С.Е.П. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ "Долинский", мэру муниципального образования городской округ "Долинский" Д.В.В. о признании назначения на должность вице-мэра муниципального образования городской округ "Долинский", распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О переводе на должность муниципальной службы Я.А.Ф." незаконными, отмене распоряжения.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ Я.А.Ф. принят на должность "данные изъяты" администрации муниципального образования городской округ "Долинский", распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-к переведен на высшую должность муниципальной службы - "данные изъяты" Полагал, что данное распоряжение незаконно, так как принято без учета норм, регулирующих правоотношения по прохождению муниципальной службы, а именно: отсутствие у Я.А.В. необходимого стажа муниципальной (государственной) службы и стажа работы по специальности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на равный доступ к муниципальной службе, создаются препятствия в реализации правовых средств в сфере государственного управления и противодействия коррупции. На основании изложенного просил признать распоряжение администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О переводе на должность муниципальной службы Я.А.Ф.", назначение на должность вице-мэра муниципального образования городской округ "Долинский", незаконными и отменить оспариваемое распоряжение.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О переводе на должность муниципальной службы Я.А.Ф.". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Т.А.В., полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Отмечает, что не согласен с выводом суда о несоответствии Я.А.Ф. квалификационным требованиям, так как он не имел достаточного стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности для назначения на указанную должность муниципальной службы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Я.А.Ф. имел высшее образование по квалификации " "данные изъяты"".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор С.Е.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью первой и второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Так, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В силу данных положений Федерального закона, а также пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года N 78-ЗО "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области", а также Квалификационных требований для замещения должностей в муниципальном образовании городской округ "Долинский", утвержденных постановлением мэра от ДД.ММ.ГГГГ N-а, наличие высшего образования, а также стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы, либо стажа работы по специальности, либо на руководящих должностях является обязательным для замещения высших должностей муниципальной службы в администрации городского округа.
Таким образом, поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Сахалинской области и муниципальных правовых актов, а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя исковые требования, дав анализ представленным по делу доказательствам, суд установил, что распоряжением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Я.А.Ф., имеющий выше образование, принят на ведущую должность муниципальной службы - "данные изъяты". Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-к он переведен на высшую должность муниципальной службы - "данные изъяты"
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт отсутствия у Я.А.В. на момент перевода на высшую должность муниципальной службы необходимого стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы, либо стажа работы по специальности, либо на руководящих должностях, что в силу действующего законодательства является обязательным для замещения высших должностей муниципальной службы в администрации городского округа, а также учитывая, что жители городского округа имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, признав оспариваемое распоряжение незаконным, поскольку перевод ответчиком осуществлен в нарушение установленных квалификационных требований.
Вывод суда судебная коллегия по гражданским делам находит обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, при этом судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Так, из системного толкования Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", принятого в его развитие Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года N 78-ЗО "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, следует, что для исполнения должностных обязанностей высших должностей муниципальной службы требуется кроме наличия высшего образования также не менее шести лет стажа муниципальной службы либо не менее семи лет стажа работы по специальности на любых должностях, либо не менее пяти лет стажа работы по специальности на руководящих должностях.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы Я.А.Ф. на муниципальной (государственной) службе составил "данные изъяты" (при требуемом стаже 6 лет), а стаж работы по специальности - "данные изъяты" (при требуемом стаже 7 лет), доказательств обратного материалы дела не содержат, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности перевода Я.А.Ф., поскольку поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы.
При этом наличие лишь высшего образования не является достаточным основанием для замещения высшей должности муниципальной службы, к которой, согласно Реестру должностей муниципальной службы, утвержденного решением Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" от 30 сентября 2009 года N 746/68, относится и должность "данные изъяты"
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы существенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Долинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Т.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Загорьян
Судьи: И.В. Минькина
А.В. Марьенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.