Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Шептуновой Л.П.
судей - Доманова В.Ю., Капкаун Т.И.
при секретаре - Шелкуновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к "адрес" о признании приказа об увольнении незаконным, признании отказа в предоставлении отпуска незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, и заслушав доклад судьи Шептуновой Л.П., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с иском к "адрес" о защите своих прав в связи с увольнением с государственной гражданской службы.
В обоснование исковых требований указала, что проходила государственную гражданскую службу в "адрес" в должности "данные изъяты" ( с дислокацией в "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя ей вручено уведомление о сокращении замещаемой ею должности на основании приказа прокурора области N от ДД.ММ.ГГГГ "О сокращении штатной численности "данные изъяты" "адрес"".
Считает, что представителем нанимателя нарушен порядок увольнения, поскольку ей не предложена вакансия "данные изъяты" и прохождение тестирования в случае необходимости, в отношении нее не было соблюдено преимущественное право оставления на работе.
Отмечает, что уведомление о предстоящем сокращении получила ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания срока предупреждения является ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ является нерабочим выходным днем, соответственно она должна быть уволена ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, её уволили ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока предупреждения, установленного статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, она обратилась с рапортом о предоставлении ей отпуска согласно графику отпусков с ДД.ММ.ГГГГ. В предоставлении отпуска ей было незаконно отказано.
Указывает, что неправомерными действиями представителя нанимателя ей причинены нравственные страдания.
На основании изложенного истец просила суд признать незаконным приказ "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении, признать незаконным отказ в предоставлении ей очередного оплачиваемого отпуска, восстановить на работе, взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует ФИО1, в апелляционной жалобе просит его отменить. Отмечает, что суд не принял во внимание факт её увольнения представителем нанимателя до истечения срока предупреждения о предстоящем сокращении, а также ей не предложена вакантная должность "данные изъяты" и не предоставлено право на отпуск с последующим увольнением по сокращению численности или штата работников.
В возражениях на апелляционную жалобу "данные изъяты" "адрес" ФИО5 приводит доводы в поддержку принятого решения, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора ФИО6, возражавшего против удовлетворения жалобы, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы и письменных возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом, в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу норм части 1 и части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ назначена в "адрес" на должность федеральной государственной гражданской службы - "данные изъяты", с ней заключен служебный контракт N.
В соответствии с соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ об изменении условий служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 замещала должность "данные изъяты" "данные изъяты" ( с дислокацией в "данные изъяты").
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ш из штатного расписания "данные изъяты" "адрес" исключены 7 единиц, в том числе должность "данные изъяты" "адрес" (с дислокацией в "адрес").
Приказом "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-к "О сокращении штатной численности "данные изъяты" "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания аппарата "данные изъяты" "адрес" исключена должность "данные изъяты" (с дислокацией в "адрес").
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила уведомление о предстоящем сокращении должности.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N истец уведомлена представителем нанимателя об отсутствии вакантных должностей.
Приказом "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" ФИО1 прекращен служебный контракт, она освобождена от должности "данные изъяты" ( с дислокацией в "адрес") и уволена ДД.ММ.ГГГГ с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы в "данные изъяты" "адрес", (пункт 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574, приказа Генерального прокурора Российской Федерации, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованным выводам, что должность, замещаемая истцом, подлежала сокращению; истец не имела преимущественного права оставления на работе; у представителя нанимателя не имелось обязанности по предложению истцу вакантных должностей "данные изъяты" работников и по предоставлению очередного оплачиваемого отпуска.
Вместе с тем, суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии нарушений ответчиком положений статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ и необоснованно отказал ей в иске в части признания приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда.
Так, в силу норм статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При таких данных, когда истец предупреждена об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации ДД.ММ.ГГГГ, двухмесячный срок её предупреждения, установленный статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации, истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку последний день срока приходился на нерабочий день (субботу), а ближайшим рабочим днем являлось ДД.ММ.ГГГГ, то с учетом положений статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации истец подлежала увольнению ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, увольнение ФИО1 до истечения установленного законом срока предупреждения о предстоящем увольнении, нельзя признать законным.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа ФИО1 в иске о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда.
Судебная коллегия принимает по делу новое решение в указанной части.
Требования истца о признании незаконным приказа прокурора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении подлежат удовлетворению ввиду нарушения представителем нанимателя порядка увольнения.
В соответствии с положениями статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации требования истца о восстановлении на службе в прежней должности также подлежат удовлетворению.
В силу норм статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом степени нарушения ответчиком прав истца в связи с незаконным увольнением со службы, требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере "данные изъяты" рублей.
Правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере, заявленном истцом - "данные изъяты" рублей, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно - Сахалинского городского суда от 10 июня 2016 года отменить в части отказа ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда.
Признать незаконным приказ "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении ФИО1 с государственной гражданской службы.
Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе в "адрес" в должности "данные изъяты" ( с дислокацией в "данные изъяты") с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с "адрес" в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Решение в части восстановления ФИО1 на государственной гражданской службе подлежит немедленному исполнению.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий Шептунова Л.П.
Судьи Капкаун Т.И.
Доманов В.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.