Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.,
судей Лукьянченко Р.В., Романовой И.А.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Бикинского гарнизона в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" о возложении обязанности выполнить ремонт кровли казармы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Акционерного общества "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 22 июня 2016 г.,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона - Руник В.А., представителей АО "ГУ ЖКХ" - Солдатенко Д.А., ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации -Заверяева А.Н.,
установила:
Военный прокурор Бикинского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации. В обоснование указал, что на территории в/ч 46102 расположена казарма N, находящаяся на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" и в собственности Министерства обороны Российской Федерации. По причине неисправного состояния кровли казармы и попадания осадков в служебные помещения, имеются предпосылки к причинению ущерба государству, а также травмирования и гибели людей. Ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащей казармы, влечет нарушение жилищных прав проживающих в нем военнослужащих. Просит, с учетом дополнений и уточнений, возложить обязанность выполнить ремонт кровли казармы N, расположенной по "адрес".
Определением Бикинского районного суда Хабаровского края от 29 апреля 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 22 июня 2016 г. исковые требования военного прокурора Бикинского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" удовлетворены.
Возложена обязанность на акционерное общество Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" произвести ремонт кровли казармы инв. N в "адрес"
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Бикинского гарнизона, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" ( далее АО " ГУ ЖКХ") просит решение отменить и в иске отказать по тем основаниям, что суд не принял во внимание доводы о том, что представленные материалы проверки не могут являться относимыми и допустимыми доказательствами по делу. В материалы дела представлены акты осмотра здания казармы N от 03.12.2012 г. и 09.10.2015 г. и от 08.12.2015 г., а также акт осмотра здания хранилища N от 08.12.2015 г. Из фотоматериалов проверки невозможно установить, что здание казармы N является предметом обследования апрельской проверки, которая в материалах дела отсутствует. Из представленных документов невозможно определить объем работ, т.к. здания казарм "данные изъяты" войсковой части 46102 - это различные сооружения. В актах осмотра указано, что работы должны быть выполнены в рамках капитального ремонта. В рамках государственного контракта не предусмотрено выполнение капитального ремонта. Следовательно, Министерство обороны РФ, как собственник, обязано провести ремонт кровли казармы. Военным прокурором не представлено надлежащих доказательств, что он выступает в защиту неопределённого круга лиц. В материалах дела не представлено доказательств обращения граждан или военнослужащих в адрес военного прокурора с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, либо уважительные причины отсутствия подобных обращений. В адрес АО "ГУ ЖКХ" не поступали соответствующие документы, необходимые для организации проведения текущего или капитального ремонта здания казармы. Государственный контракт N не предусматривает обязанности АО "ГУ ЖКХ" производить капитальный и текущий ремонт, для проведения которого необходимо заключить соответствующие контракты.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2015 г. N 2582-р, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" является единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с комплексным техническим обслуживанием, текущим ремонтом, санитарным содержанием объектов, используемых для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также с вывозом бытовых отходов с объектов казарменно-жилищного фонда и фондов, используемых в интересах Минобороны России.
Как установлено судом первой инстанции, 19 мая 2015 года между Министерством обороны РФ (заказчик) и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" ( исполнитель) заключен государственный контракт N на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ, в соответствии с п. 2.1 которого АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" оказывает услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, в том числе в сроки - с момента заключения контракта до 31 октября 2016 г. ( п.2.1.1 государственного контракта), с качественными и количественными характеристиками оказания услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации ( п.2.1.4 государственного контракта). Пунктом 2.2 контракта установлено, что заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги, соответствующие требованиям, установленным контрактом ( п.2.2 государственного контракта).
Проведенной проверкой соблюдения жилищно-коммунального законодательства при содержании и эксплуатации казармы (инв. N), расположенной по "адрес", установлено, что кровля казармы находится в технически неисправном состоянии и нуждается в ремонте.
Данное обстоятельство подтверждено совокупностью представленных доказательств - актов общего осмотра объектов имущественного комплекса, приложенных фотоматериалов, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о неподтвержденности заявленных требований прокурором доказательствами, не состоятельны.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.12,450 Гражданского кодекса, ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктами 2.1.3, 2.6.2 Правил Госстроя от 27.09.2003 г. N 170 " Об утверждении Правил технической эксплуатации жилищного фонда", установив, что организацией по обслуживанию и управлению казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, в том числе расположенного в "адрес" края является АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", с которым заключены государственные контракты на выполнение работ по техническому обслуживанию казармы, ремонт кровли казармы N в Восточном городке в г.Бикине Хабаровского края необходим, обязательства по ремонту не исполнены, в связи с чем, обоснованно возложил данную обязанность на АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что государственным контрактом N не предусмотрена обязанности АО "ГУ ЖКХ" производить капитальный и текущий ремонт кровли казармы, государственными контрактами от 25.03.2016 г. N, от 25.03.2016 г. N не предусмотрено проведение текущего ремонта здания казармы N, кроме того срок исполнения обязательств по данным контрактам не истек, судебная коллегия отклоняет.
Государственным контрактом N на АО " Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" возложена обязанность по техническому обслуживанию зданий казармы, в том числе казармы N, расположенной на территории "адрес", которые ( п.5.4.1 государственного контракта) включают комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием необходимых объемов материальных и финансовых ресурсов ( п.5.4.2 государственного контракта). Перечень и периодичность оказания услуг включают в себя, в том числе работы ( по мере необходимости), устранение неисправностей кровельного покрытия в местах примыкания конструктивных элементов, проверка герметичности стыков и устроения их протечек.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 г. N 170, установлено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкции, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его содержанием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние кровли, защиту от увлажнения конструкций, от протечек кровли или инженерного оборудования; организации по обслуживанию жилищного фонда следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформацию в кровельных несущих конструкциях, в том числе разрушения гидроизоляции, защитного слоя; организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Поскольку АО "ГУ ЖКХ" осуществляет выполнение работ по техническому облуживанию казарменно-жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, в том числе здания казармы N, распложенной в "адрес", следовательно, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность по выполнению ремонта кровли казармы N на АО "ГУ ЖКХ".
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для обращения прокурора с настоящим иском основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку требования прокурора в защиту прав и законных интересов военнослужащих на благоприятные и безопасные условия проживания предъявлены в соответствии со ст.45 ГПК РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Оспариваемое решение является с законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бикинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2016 г. по гражданскому делу по иску военного прокурора Бикинского гарнизона, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" о возложении обязанности выполнить ремонт кровли казармы, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Акционерного общества "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий: Дорожко С.И.
Судьи: Лукьянченко Р.В.
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.