Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.,
судей Тарасовой А.А., Лукьянченко Р.В.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах Нейдорф Е. С. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения прокурора Максименко Е.В., Нейдорф Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах Нейдорф Е.С. обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее:
В ходе проверки прокуратуры установлено, что Нейдорф Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Нейдорф Е.С. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись о рождении по ее заявлению. Распоряжением главы администрации Индустриального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ г. N Нейдорф Е.С. определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено жилое помещение, расположенное по "адрес", данное жилое помещение является служебным, принадлежит Минобороны РФ, его закрепление за Нейдорф Е.С. является незаконным.
Распоряжением Министерства ЖКХ Хабаровского края от 16.10.2015 г. N Нейдорф Е.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, в связи с обращением с заявлением после достижения возраста 23 лет, что является незаконным. Нейдорф Е.С. не имеет в собственности жилых помещений. В связи с чем, прокурор просил возложить на Министерство ЖКХ Хабаровского края обязанность включить Нейдорф Е.С., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Хабаровск с соблюдением норм предоставления жилой площади и требований жилищного законодательства РФ.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 апреля 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что Нейдорф Е.С. на учете нуждающихся в получении жилых помещений, а также в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, вставших на учет в соответствующие органы местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 01.03.2005 г. не состоит, с заявлением о включении в соответствующий список до 23-летнего возраста не обращалась, в связи с чем, утратила право на получение мер социальной поддержки. Обстоятельств, препятствующих Нейдорф Е.С. своевременно обратиться в соответствующие органы местного самоуправления, не имеется. Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих факт отсутствия у Нейдорф Е.С. отца, непригодности для проживания, закрепленного за ней жилого помещения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор и Нейдорф Е.С. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили.
В связи с чем, дело рассмотрено без участия представителя ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", Нейдорф Е.С. (Пархоменко Е.С.) ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце указаны в свидетельстве о рождении на основании заявления матери.
Распоряжением главы администрации Индустриального района г. Хабаровска от 22.02.2001 г. N, несовершеннолетняя Пархоменко Е.С. определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес" до достижения совершеннолетия.
Данное служебное жилое помещение находится в ведении Минобороны России.
С 11.04.2001 г. по 01.09.2003 г., Пархоменко Е.С., являлась воспитанницей КГБОУ для детей сирот "данные изъяты". В период с 02.09.2003 г. по 30.06.2006 г. Пархоменко Е.С. обучалась в ГОУ НПО "Профессиональное училище N", проживала в общежитии.
После заключения брака ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко Е.С. присвоена фамилия Нейдорф.
До настоящего времени Нейдорф Е.С. жилым помещением не обеспечена, в собственности жилого помещения не имеет, не обладает правом пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по "адрес".
16.09.2015 г. Нейдорф Е.С. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 16.10.2015 г. Нейдорф Е.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что она достигла возраста 23-х лет и утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 2, 4, 5 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", Постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края", установив, что Нейдорф Е.С. имеет право на реализацию государственной гарантии как лицо из числа детей-сирот, в виде обеспечения вне очереди жилым помещением; пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны анализе норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Нейдорф Е.С. не имеет права на обеспечение жильем в указанном прокурором порядке, так как обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения возраста 23 лет, отклоняются судебной коллегией, по следующим основаниям:
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013г., согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из ч. 2 ст. 155.2 СК РФ, детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки либо организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые была помещена Нейдорф Е.С., приняли меры по установлению социального статуса истца, по защите ее жилищных прав, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, в том числе по включению истца до достижения совершеннолетия, в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; постановке на учет, осуществляли действия, способствующие ее скорейшей социальной адаптации.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о нарушении конституционного права Нейдорф Е.С. на жилище. Факт обращения с заявлением об обеспечении жилым помещением только в 2015 году, при данных обстоятельствах сам по себе, не свидетельствует о наличии оснований для лишения истца гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с уважительными причинами несвоевременного обращения истца с заявлением об обеспечении жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не подтверждено отсутствие у Нейдорф Е.С. отца, опровергаются материалами дела.
Данный вопрос рассматривался уполномоченным органом опеки и попечительства, указанные сведения отражены в распоряжении главы администрации Индустриального района г. Хабаровска от 22.02.2001 г. N об определении Пархоменко Е.С. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии основания для удовлетворения иска, в связи с тем, что Нейдорф Е.С. имеет право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", не признанным непригодным для проживания, являются необоснованными, так как закрепление за истцом служебного жилого помещения Минобороны России до совершеннолетия, не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением, с учетом площади данной квартиры и количества проживающих.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда.
При этом, судебная коллегий учитывает, что распоряжением Министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 26.07.2016 г., то есть после вынесения обжалуемого решения суда, Нейдорф Е.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений с 31.05.2016г.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах Нейдорф Е. С. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи А.А. Тарасова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.