Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля по доверенности Грековой О.Д. на постановление судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 03 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела государственного надзора Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области Ермаковой А.М. составлен протокол N об административном правонарушении в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее - КУМИ мэрии г.Ярославля) ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 03 августа 2016г. КУМИ мэрии города Ярославля признан виновным в совершении правонарушения по ч. 18 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем.
КУМИ мэрии г.Ярославля осуществляет полномочия собственника помещений в здании, расположенном по адресу: "адрес", которое является выявленным объектом культурного наследия "Усадьба Коковцевых: конюшня", первая половина XVIII века. Между департаментом культуры Ярославской области и КУМИ мэрии г. Ярославля заключено охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом проведена выездная внеплановая проверка в отношении КУМИ мэрии г. Ярославля. Актом проверки установлено, что произошло обрушение центральной части южной стены здания на участке протяженностью около "данные изъяты" метров, участок крыши над поврежденной частью здания разрушен, под разрушенным участком крыши наблюдается провисание перекрытий, на момент осмотра место разрушения закрыто тесовым щитом. КУМИ мэрии г. Ярославля направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее выполнение работ по сохранению находящихся в муниципальной собственности помещений, а также работ по сохранению общего имущества пропорционально доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с невыполнением КУМИ мэрии г. Ярославля работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, органу местного самоуправления выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее проведение данных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора города Ярославля к КУМИ мэрии города Ярославля о возложении обязанности разработать проектную документацию и провести работы по сохранению объекта культурного наследия установлен годичный срок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия со дня вступления в законную силу судебного решения. В связи с этим департаментом взамен предписания от ДД.ММ.ГГГГ КУМИ мэрии г. Ярославля направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ (отметка о получении от ДД.ММ.ГГГГ), предусматривающее выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ специалистом департамента проведено мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия "Усадьба Коковцевых: конюшня". Актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание находится в аварийном состоянии, имеются утраты несущих конструкций в центральной части здания: значительные утраты кирпичной кладки несущих стен, обрушение чердачного перекрытия и крыши; работы по сохранению объекта культурного наследия не выполнены, требования предписания департамента от ДД.ММ.ГГГГ КУМИ мэрии г. Ярославля не выполнены. Таким образом, КУМИ мэрии г. Ярославля совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В Ярославский областной суд поступила жалоба защитника КУМИ мэрии г.Ярославля по доверенности Грековой О.Д. на указанное постановление судьи, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду малозначительности.
В обоснование жалобы указано, что Комитетом предпринимались все возможные меры для исполнения предписания в установленный срок, но возможности исполнить предписание не имелось по причинам, не зависящим от Комитета.
Заслушав защитника КУМИ мэрии г.Ярославля по доверенности Грекову О.Д., поддержавшую доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Материалами дела подтверждается факт неисполнения КУМИ мэрии города Ярославля законного предписания Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ
Вина КУМИ мэрии г. Ярославля подтверждается предписанием от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГг., актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенными к нему фотографиями, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
Судьей районного суда всем доказательствам по делу дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости и достаточности.
Оснований для иной оценки доказательств не усматривается.
В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 9.2 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, образованный с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2016г. N 659-п, является органом исполнительной власти Ярославской области.
Согласно Положению о Департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области департамент осуществляет функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия; осуществляет полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования и популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органами государственной власти Ярославской области в соответствии со ст. 9.1 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В полномочия Департамента, в числе прочего, входят осуществление государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (раздел 2 Положения о Департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области).
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области является правопреемником департамента культуры Ярославской области в части выполнения функций в области сохранения, использования, популяризации, государственной охраны объектов культурного наследия (абзац 3 п. 1.1 Положения о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области).
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 11 ФЗ от 25.06.2002г. N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия вправе выдавать предписания, направленные на сохранение объектов культурного наследия.
Тем самым, исходя из данных норм права департамент охраны объектов культурного наследия правомочен выдавать обязательные к исполнению предписания, направленные на сохранение объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Предписание от ДД.ММ.ГГГГ выдано директором департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, т.е. должностным лицом, наделенным правом выдавать подобного рода предписания.
Установленный в предписании срок согласуется с установленным вступившим ДД.ММ.ГГГГ. в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГг., которым на КУМИ мэрии города Ярославля возложена обязанность разработать проектно-сметную документацию по проведения ремонто-реставрационных работ и проведение этих работ в срок один год со дня вступления решения в законную силу.
Из выданного ДД.ММ.ГГГГ. предписания следует, что КУМИ мэрии города Ярославля предписывалось до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в объеме, пропорциональном доле в праве общей долевой собственности, на основании задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданном департаментом, и согласованной департаментом проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Фактически данным предписанием охватывалось выполнение объема работы, что установлено и решением суда от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ выдавалось аналогичное предписание департаментом культуры Ярославской области, правопреемником которого является департамент охраны культурного наследия. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. срок устранения нарушений был установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Установление нового срока при указанных обстоятельствах не нарушает права КУМИ мэрии города Ярославля.
Основания для выдачи предписания имелись, так как в ходе проведенного мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия "Усадьба Коковцевых. Конюшня", 1-я половина 18 века, расположенного в городе "адрес", было установлено, что ранее выданное предписание от ДД.ММ.ГГГГ. не исполнено.
Мероприятия по контролю проведено в полном соответствии с ч. 7 ст. 11 ФЗ от 25.06.2002г. N 73-ФЗ.
В силу изложенного выданное предписание является законным и обоснованным.
В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При принятии постановления судья районного суда исходила из того, что доказательства, бесспорно подтверждающие наличие объективных причин, которые не позволили исполнить предписание, не представлены.
Данные выводы в постановлении мотивированы, в этих выводах противоречий не усматривается. В связи с чем оснований не согласиться с выводами судьи в этой части не имеется.
Отсутствие достаточного финансирования не является безусловным основанием для освобождения от административной ответственности.
Доводы защитника о том, что КУМИ мэрии города Ярославля предпринимались меры, направленные на сохранение памятника в виде его консервации, также не являются основанием для утверждения об отсутствии вины юридического лица во вмененном правонарушении, так как из материалов дела следует, что предпринятые меры не способствуют сохранению памятника, не предотвращают его разрушение. Так из представленных фотографий, сделанных ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра памятника, следует, что часть кровли обрушена, имеет место разрушение стены, что свидетельствует о неэффективности предпринятых мер. Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Фрунзенского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГг.
Осуществление ремонта поврежденной кровли в ДД.ММ.ГГГГ. также не является основанием для освобождения от административной ответственности, так как эти работы произведены после истечения срока исполнения предписания и свидетельствуют о том, что приняты не все меры, направленные на сохранение памятника.
Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи, и не свидетельствуют о невиновности КУМИ мэрии города Ярославля в совершении вмененного правонарушения.
Административное наказание назначено по ч. 18. ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения. При этом размер административного штрафа снижен в два раза в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Поэтому в данном случае правовых оснований для повторного снижения административного наказания не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Поскольку объектом совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации функций по государственному надзору и неисполнении законных предписаний направленных на устранение нарушений Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с учетом характера правонарушения, оно не может быть признано малозначительным.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей в соответствии с его компетенцией, установленной частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
В силу изложенного, оснований для отмены или изменения постановления судьи Кировского районного суда города Ярославля, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Кировского районного суда города Ярославля от 03 августа 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении КУМИ мэрии города Ярославля оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья В.С. Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.