Судья Ярославского областного суда Безуглов В.В.,
при секретаре Кнышовой О.С.,
рассмотрев жалобу защитника Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Буцылиной А.В. на решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ярославской области ФИО2 N 18810076130001620333 от 28 июня 2016 года Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Из постановления следует, что 20 июня 2016 года в 12 часов 45 минут Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети г. Ярославля в безопасном для движения состоянии, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения, не принял должных мер по своевременному устранению помех в дорожном движении - повреждений в покрытии проезжей части в виде выбоин второстепенного проезда адреса1 г. Ярославля в районе домов N 69, N 67, N 65-а с размерами по длине 190 см (более 15 см), ширине 160 см (более 60 см), глубине 12 см (более 5 см) в районе дома N 69, по длине 150 см (более 15 см), ширине 300 см (более 60 см), глубине 15 см (более 5 см) в районе дома N 67, по длине 150 см (более 15 см), ширине 300 см (более 60 см), глубине 14 см (более 5 см) в районе дома N 67, по длине 2200 см, (более 15 см), ширине 300 см (более 60 см), глубине 15 см (более 5 см) в районе дома N 67,по длине 450 см (более 15 см), ширине 520 см (более 60 см), глубине 10 см (более 5 см) в районе дома N 65-а, по длине 150 см. (более 15 см), ширине 180 см (более 60 см), глубине 10 см (более 5 см) в районе дома N 65-а,, по длине 180 см (более 15 см), ширине 160 см (более 60 см), глубине 15 см (более 5 см) в районе дома N 65-а, то есть с размерами, превышающими допустимые значения, и угрожающие безопасности дорожного движения. Нарушены требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля ФИО1 обжаловала его в районный суд.
Решением судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28 июля 2016 года постановление должностного лица ГИБДД в отношении Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В поданной в Ярославский областной суд жалобе защитник Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля ФИО1 не соглашается с решением суда. Полагает, что суд при вынесении решения безосновательно не учел финансовое положение департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля и не применил ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Ссылается на статьи 52, 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 83, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решение муниципалитета города Ярославля от 15 декабря 2014 года N 461 "О бюджете города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов", постановления мэрии города Ярославля от 26 декабря 2013 года N 3082 и от 31 декабря 2014 года N 3197. Указывает, что финансирование установленных первоочередных обязательств муниципального образования - города Ярославля делает невозможным оплачивать непосильные штрафы в отношении департамента. Обращает внимание, что выплата штрафов приведет к прекращению финансирования первоочередных обязательств города, в результате чего будут нарушены права и свободы жителей Ярославля. Считает, что назначение штрафа в размере 300 000 рублей не отвечает критериям справедливости. На основании изложенного просит решение судьи от 15 июля 2016 года отменить, производство по делу прекратить.
Представлявшая интересы Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля защитник ФИО1, уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в Ярославский областной суд не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала. На основании определения суда жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, считаю, что постановление по делу об административном правонарушении от 28 июня 2016 года и решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28 июля 2016 года в отношении Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля подлежат изменению.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и пункта 5 статьи 9 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16 октября 1995 года N 24, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства Мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от 6 июля 2007 года N 492, Департамент является структурным подразделением Мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия Мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории города, в области лесных и водных отношений, охраны окружающей среды, дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из представленных суду материалов следует, что Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, являясь в силу указанных выше нормативных актов юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети г. Ярославля в безопасном для движения состоянии, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании находящейся в муниципальной собственности города Ярославля автодороги - Ленинградского проспекта г. Ярославля, а именно не принял должных мер по своевременному устранению помех в дорожном движении - повреждений в покрытии проезжей части в виде выбоин второстепенного проезда адреса1 г. Ярославля в районе домов N 69, N 67, N 65-а с размерами, превышающими допустимые значения, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и угрожающие безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог от 20 июня 2016 года, материалами фотофиксации нарушения. Все доказательства являются допустимыми, относимыми, а в совокупности - достаточными для разрешения дела в соответствии с требованиями закона.
Доводы защитника об отсутствии вины Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в инкриминируемом деянии были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении судьи данным доводам дана надлежащая оценка.
Факт заключения муниципального контракта на содержание улично-дорожной сети г. Ярославля с ГП ЯО " Организация1" не освобождал Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля от исполнения обязанности по осуществлению надлежащего содержания находящейся в муниципальной собственности автомобильной дороги, и не исключает ответственности Департамента за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании данной дороги.
При надлежащем исполнении обязанности по содержанию муниципальной автодороги Департамент мог предотвратить совершение правонарушения, однако не предпринял для этого необходимых и достаточных мер.
Совершенное Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля административное правонарушение правильно квалифицировано по ст. 12.34 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Вместе с тем при назначении административного наказания Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля не в полной мере учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 указанной статьи КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом, в силу частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценивая характер совершенного Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля правонарушения и его последствия, суд учитывает, что нарушение требований по содержанию дорог допущено на незначительном по отношению к общей протяженности улично-дорожной сети города Ярославля участке.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, финансируемым из бюджета города Ярославля.
Заявителем представлены сведения о дефиците бюджета города Ярославля на 2016 год в сумме 749 410 377 рублей, а также о необходимых социально значимых и первоочередных расходах данного бюджета.
Указанные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являются исключительными, в связи с чем суд второй инстанции считает необходимым применить положения ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля по ст. 12.34 КоАП РФ административного штрафа до 150 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ярославской области ФИО2 N 18810076130001620333 от 28 июня 2016 года и решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля изменить: снизить размер назначенного Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля по ст. 12.34 КоАП РФ административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД УМВД России по Ярославской области ФИО2 N 18810076130001620333 от 28 июня 2016 года и решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля оставить без изменения.
Судья В.В. Безуглов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.