Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - ФИО12
при секретаре ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о признании незаконными действий и понуждении продлить срок действия статуса вынужденного переселенца
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с исковым заявлением к УФМС России по РИ о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. Во время военных событий вынуждены были покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где им предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевался ежегодно, в последний раз до января 2016 г.
При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УФМС России по РИ в удовлетворении заявления отказало ввиду выплаты им в 2006 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 135 000 руб. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г. "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно". Полагая указанные действия административного ответчика незаконными, просили обязать УФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и включить в сводный список.
В судебном заседании административные истцы ФИО2 и ФИО4 поддержали требования.
Решением суда требования административного иска оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административными истцами ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении требований ввиду их жилищной необустроенности.
ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Определением судебной коллегии от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ признано правопреемником УФМС России по РИ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения административных истцов ФИО2, ФИО4 и их представителя ФИО9, поддержавших апелляционную жалобу и настаивавших на отмене решения суда, представителя МВД по РИ ФИО10, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из уведомления УФМС России по РИ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой в 2006 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 135 000 руб. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г. "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
В силу п.п. 1, 4 указанного Порядка вынужденным переселенцам безвозмездная субсидия предоставлялась на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Для расчета размера субсидии средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилья при приобретении жилья или его строительстве принималась по нормативу, ежеквартально утверждаемому Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по субъектам Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р.
В силу п. 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, в частности, при неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье.
Между тем в судебном заседании установлено, и это не оспаривалось сторонами, что компенсация получена административным истцом ФИО2, при получении которой истцы ФИО4 и ФИО1 в состав семьи не вошли, что, по мнению судебной коллегии, исключает возможность применения к ним последствий получения социальных выплат на жилищное обустройство в виде отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Иной информации о жилищном обустроенности либо о получении социальных выплат ФИО4 и ФИО1 суду не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о признании незаконными действий и понуждении продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, частично отменить.
Административное исковое заявление ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия удовлетворить частично и признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО1 и ФИО4.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО3 и ФИО4 на один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.