Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Чубукова С.К.
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Сафронове Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ год по делу по исковому заявлению прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Радченко Д. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Радченко Д.А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Радченко Д.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако жилым помещением до настоящего времени он не обеспечен. Ссылаясь на ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
"адрес" Алтайского края просил установить факт проживании Радченко Д.А. на территории "адрес" Алтайского края, обязать ответчика предоставить Радченко Д.А. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования "адрес" Алтайского края общей площадью не менее 33 квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения, если оно представляет собой однокомнатную квартиру - общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ год исковые требования удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания Радченко Д. А. в городе Заринске Алтайского края в период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.
На Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Радченко Д. А. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования "адрес" Алтайского края общей площадью в размере не менее 33 квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о понуждении управления предоставить истцу жилое помещение преждевременен, удовлетворяя требования по внеочередному предоставлению жилья, отмененное с ДД.ММ.ГГ истцу, а не согласно Списку с даты подачи заявления, суд нарушил права неопределенного круга лиц, суд не учел, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилья, судом нарушены и неправильно истолкованы нормы материального и процессуального права.
В возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание явился прокурор, истец Радченко Д.А., представитель ответчика Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы. (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ)
В судебном заседании установлено, что истец Радченко Д. А. родился ДД.ММ.ГГ. В свидетельстве о рождении Радченко Д.А. в качестве его родителей указаны Радченко А. В. и Радченко В. И..
Решением Кытмановского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ мать Радченко Д.А. - Радченко В.И. лишена родительских прав.
Из справки "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ следует, что сведения об отце Радченко Д.А. внесены в актовую запись о рождении со слов матери.
Согласно постановлению администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ малолетний Радченко Д.А. помещен в дом ребенка на полное государственное обеспечение.
Таким образом, Радченко Д.А. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт установлен и сторонами не оспаривается.
Согласно информации Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края сведения о Радченко Д.А. внесены в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГ, номер в списке - 1516.
За истцом жилых помещений не закреплено, по договору социального найма в пользовании жилого помещения не имеет.
ДД.ММ.ГГ Радченко Д.А. выдано свидетельство КГБОУ НПО "Профессиональное училище ***" о получении профессии повара.
Нуждаемость Радченко Д.А. в жилом помещении на момент рассмотрения судом гражданского дела подтверждается представленными в материалы дела документами об отсутствии в пользовании жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального (специального) найма.
Принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 4,5 Федерального закона N159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения были закреплены в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 316-ФЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, и ст. 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ утратил силу, а статья 8 Закона N159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Не оспаривая право Радченко Д.А. на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ответчик ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилых помещений лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время жилые помещения предоставляются в порядке очередности согласно Списка исходя из даты принятия на учет органом местного самоуправления (для вставших на учет до ДД.ММ.ГГ) либо даты включения в Список Управлением (для обратившихся после ДД.ММ.ГГ). Предоставление жилого помещения истцу нарушит права неопределенного круга лиц.
Данные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в иске.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения от ДД.ММ.ГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с ДД.ММ.ГГ права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанные нормы, как правильно указал суд, не обуславливают реализацию права указанной категории лиц на льготное получение жилья наличием финансирования или специализированного жилищного фонда, постановкой на очередь и наступлением очередности.
Из анализа указанных норм права следует, что обеспечение жильем лиц указанной категории должно производиться непосредственно после возникновения указанных в законе обстоятельств в целях социализации указанной категории лиц.
Возложение на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности в предоставлении жилья нуждающимся, формирования в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не предполагает наделение этих органов правом установления очередности обеспечения жильем как условия предоставления жилья в порядке реализации указанного закона.
По смыслу указанного закона составление списков является средством для своевременного принятия органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мер по обеспечению жильем указанной категории лиц благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда в целях их социализации непосредственно по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы не могут быть приняты, как основанные на ином толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что суд не учел, что необходимость предоставления срока для проведения мероприятий по приобретению жилья, не являются основанием для удовлетворения жалобы. Ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением для отсрочки исполнения решения суда.
В остальной части решение не обжаловано.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ год оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.