Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего ***
судей ***, ***
при секретаре ***,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца А.А.И. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 июня 2016 года
по делу по иску А.А.И. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Администрации г. Алейска о признании Постановления Администрации г. Алейска "О включении свободных жилых помещений в число служебных" незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи ***, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На основании ордера, который не сохранился, выданного Войсковой частью *** А.А.И. занимает ведомственное жилое помещение, однокомнатную квартиру по адресу: "адрес".
А.А.И. обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать п. 63 приложения *** к Постановлению администрации г. Алейска от 29.10.2004 *** в части включения "адрес" по адресу: "адрес" в число служебных, незаконным. Признать за А.А.И. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В обосновании доводов указал, что данное жилое помещение находится в военном городке г. Алейска, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1779-р от 11.10.2011 считался закрытым, в приватизации жилых помещений ранее не участвовал. Пунктом 63 приложения *** к Постановлению Администрации г. Алейска от 29.10.2004 *** жилое помещение было отнесено к числу служебных на основании ходатайства 63 КЭЧ от 21.10.2004 ***.
На основании ордера на вселение, регистрация по месту жительства была произведена 28.02.1992, однако включено жилое помещение в число служебных спустя 12 лет после заселения истца.
В связи с тем, что на момент вселения истца спорная квартира не была в установленном законом порядке отнесена к фонду специализированного служебного жилья, Постановление администрации о включении жилого помещения в число служебных после предоставления семье А.А.И. жилого помещения является неправомерным.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 27.06.2016 исковые требования А.А.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец А.А.И. просит отменить решение суда и принять новое, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
В обосновании доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что перед отнесением жилого помещения к специализированному жилищному фонду, квартира должна быть свободной, не занятой по договору социального найма. Регистрация по месту жительства была произведена 28.02.1992, однако включена в число служебных квартира была 29.10.2004, то есть спустя 12 лет после заселения в жилое помещение, что является грубым нарушением правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В связи с чем, не может иметь место утверждение суда первой инстанции о проживании в служебном жилье в силу того, что не был соблюден порядок предоставления именно служебного жилого помещения.
Суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, со ссылкой на Закон N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", указывает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, находящимися в государственном жилищном фонде, могут приобрести в собственность бесплатно занимаемые ими жилые помещения. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если они обратились с таким требованием. Отсутствие заключенного в письменной форме с соблюдением положений ст. 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма не может препятствовать осуществлению прав истца как нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, в том числе права на приватизацию так как реализация права не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа.
В письменных возражениях представитель ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А.А.И. без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца А.А.И. - А.Д.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, в "адрес" истец зарегистрирован с 28.04.1992. Ордер истцом утрачен и отсутствует у ответчиков и третьего лица, договор социального найма и служебного найма жилого помещения с А.А.И. заключен не был.
Согласно выписки из поквартирной карточки ООО ГУЖФ от 12.04.1016 по адресу "адрес" зарегистрирован истец А.А.И.
На основании ходатайства 63 КЭЧ от 21.10.2004 постановлением Администрации г. Алейска *** от 29.10.2004 спорное жилое помещение включено в число служебных жилых помещений.
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р военный городок г. Алейска Алтайского края исключен из перечня закрытых военных городков, приватизация в нем осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. В настоящее время квартира номер "адрес" по "адрес" в "адрес" является собственностью Российской Федерации.
На основании Приказа Министерства обороны РФ N 1871 от 17.12.2010 ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ является правопреемником Алейской КЭЧ, в оперативном управлении которой находится жилой фонд военного городска г. Алейска.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно исходил из наличия у спорной квартиры статуса служебной и отсутствия у истца правовых оснований для ее приватизации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Ссылка истца на социальный статус спорной квартиры с момента вселения и по настоящее время не подтверждена допустимыми доказательствами и не может быть принята судебной коллегией во внимание.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.Между тем, в деле такое решение об обеспечении семьи истца жилым помещением, как лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
В силу статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом, отнесение помещений к числу служебных находилось в исключительной компетенции местной администрации вне зависимости от права собственности на жилье.
Следовательно, принятие органом местного самоуправления оспариваемого истцом постановления являлось правомерным.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 ЖК РСФСР).
Согласно статье 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как правильно установлено судом, спорная квартира МО РФ, отнесенная к служебной на основании постановления администрации г. Алейска от 29.10.2004 ***, была предоставлена семье военнослужащего в качестве служебной.
Кроме того, исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Однако, как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
В то же время, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований как ЖК РФ (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63), так и ЖК РСФСР (ст. ст. 28 - 31) решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении истцу жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что спорное жилое помещение на момент вселения и заключения договора найма имело иной правовой статус и было предоставлено истцу на условиях социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РСФСР и ЖК РФ, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Все выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не опровергают правильность выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца А.А.И. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.