Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Вахитовой Г.Д., Нигматуллиной Р.Р.
при секретаре Хусаиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Хаятова Р.Д., Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, МЧС России на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хаятов Р.Д. обратился в суд с иском к ФГКУ "22 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ", ГУ МЧС России, Министерству РФ по чрезвычайным ситуациям о защите жилищных прав, признании права на государственный жилищный сертификат, мотивируя тем, что проходил службу аттестованным сотрудником в Государственной противопожарной службе МВД-МЧС России по месту службы в пожарной части N ... Уфимского гарнизона в период с ... года по ... года с увольнением по состоянию здоровья по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. На период прохождения службы во внеочередном порядке, Хаятов Р.Д. был заселен в ведомственное общежитие (специализированный жилой фонд) при пожарной части N ... , где проживает до сегодняшнего дня с дочерью и бывшей супругой по адресу: ... В рамках жилищного законодательства и Правил введенных Правительством истец был принят на учет в качестве очередника (в улучшении жилищных условий) по месту прохождения службы с даты ... года, что подтверждено выпиской из протокола ЖБК пожарной части. На момент увольнения в ... году учетное жилищное дело Хаятова Р.Д. было предметом исследования у ответчиков ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ и ГУ МЧС России по РБ в связи с необходимостью реализации права на жилье посредством получения именного государственного жилищного сертификата (ГЖС), однако по субъективным причинам связанных с бездействием должностных лиц Регулятора (МЧС России), предоставленное право реализовано не было. Положенная истцу субсидия предоставлена не была. ... года, ... года, ... года Хаятов Р.Д. установленным порядком (в очередной раз) предоставил в жилищную комиссию ГУ МЧС России по РБ заявление и пакет документов на предмет включения в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", как нуждающийся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоящий в очереди по месту службы в пожарной части с ... года (приложение п. 6). Решением жилищной комиссии ответчика (ГУ МЧС России по РБ), оформленного протоколом N ... от ... года, Хаятову Р.Д. отказано в признании участником подпрограммы в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов. Поскольку Хаятов Р.Д. выполнил все требования Правил и состоит по месту службы в федеральном органе исполнительной власти в качестве нуждающегося в жилых помещениях (принят на учет установленным порядком) по правилам жилищного законодательства, МЧС России в досудебном порядке было предложено урегулировать спор путем непосредственных переговоров. В течение предложенных сроков своим правом ответчик не воспользовался. Истец считает позицию МЧС России, его полномочных структурных подразделений в статусе юридических лиц незаконной, влекущей намеренное нарушение жилищных прав истца. В связи с увольнением в ... году Хаятов Р.Д. не был обеспечен жильем, субсидия по федеральному бюджету ему не назначалась, его очередность в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется до реализации права на жилье в силу закона, что ответчики не отрицают. Решение о снятии истца с учета в установленном порядке не принималось. Ответчик ГУ МЧС России по РБ подтвердил факт нарушения внутреннего порядка передачи учетных (жилищных) дел в ... году, вследствие чего были сформированы недостоверные списки нуждающихся в жилье граждан и сотрудников ФПС (ГПС ФПС) в РБ. Это обстоятельство повлекло нарушение прав и свобод бывших сотрудников (граждан), вышедших на пенсию до даты ... года по подразделениям пожарных частей города Уфы, включая самого истца Хаятова Р.Д. В досудебном порядке выполнить процедуры восстановления Хаятова Р.Д. в Списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС России, а также включить истца в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", ответчики отказываются. В нарушение положений приказа N ... от ... года ГУ МЧС России по РБ не издавало распорядительных документов о сборе делопроизводств из пожарных частей в отношении сотрудников ГПС ФПС, вследствие чего ни текущие делопроизводства, ни архивные документы по формам МЧС России от ... года (позднее от ... года), введенных приказами NN ... , ... на уровень специального подразделения, ведущего соответствующий учет, - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (Приволжский филиал), не передавались. Это обстоятельство нашло подтверждение в более поздних указаниях ФГКУ "22 ОФПС по РБ". ГУ МЧС по РБ NN ... от ... г., ... от ... года. В настоящий момент учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений) возложен Приказом МЧС России на жилищные комиссии, созданные в Главных управлениях МЧС России по субъектам федерации. На эти же комиссии возложены функции принятия решений на включение сотрудников в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Ведение, актуализация данных в ИАС "Жилье МЧС России", осуществляет правоприемник ФКУ "УКС МЧС России".
На основании изложенного, истец просил обязать ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ делопроизводство по жилищному учету Х. передать по описи ГУ МЧС России по РБ с обязанием последнего принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Хаятова Р.Д. с оформлением акта приема-передачи, с указанием на то, что передаче и приему подлежат: материалы служебной проверки ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ по вопросу жилищного учета от ... года; рапорт начальника ПЧ- ... на имя начальника ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ по списку нуждающихся в жилище и состоящих на учета сотрудников части (количество ... человек); копия акта проверки жилищно-бытовых условий Х. от ... года; копия рапорта Х. от ... года о постановке в очередь; список ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ о нуждающихся в жилье и вставших на учет на ... года; рапорт во исполнение указания МЧС России N ... от ... г. с приложениями Списка на ... фамилий включая Х.; обязать ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ делопроизводство по жилищному учету Х. передать по описи в Главное управление МЧС России по РБ с оформлением акта включив в него архивные материалы структурного подразделения ПЧ- ... в объеме имеющихся; обязать ГУ МЧС России по РБ принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Хаятова Р.Д. с оформлением акта приема-передачи с включением его в общий список по федеральному органу исполнительной власти и восстановить отчетность введенную Регулятором МЧС России в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; признать Хаятова Р.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности РБ с ... года; признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по РБ от ... года (по протоколу N ... ) об отказе Хаятову Р.Д. в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; признать Хаятова Р.Д. соответствующим подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы; обязать ГУ МЧС России по РБ включить Хаятова Р.Д., как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений), в Список участников указанной подпрограммы; признать за Хаятовым Р.Д. право на получение государственного жилищного сертификата и обязать МЧС России предоставить Хаятову Р.Д. жилищный сертификат в рамках указанной подпрограммы в планируемом ... году применительно выдачи и распределения государственных жилищных сертификатов согласно графика, утвержденного Правительством РФ на состав семьи 2 человека; расходы по возврату госпошлины возложить на ответчиков.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 23 июня 2016 года исковые требования Хаятова Р.Д. удовлетворены частично. Хаятов Р.Д. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности Республика Башкортостан с ... года. Решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по РБ от ... года (по протоколу N ... ) об отказе Хаятову Р.Д. в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" признано незаконным. Хаятов Р.Д. признан соответствующим подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы. На ГУ МЧС России по РБ возложена обязанность включить Хаятова Р.Д., как нуждающегося в улучшении жилищных условий в список участников этой подпрограммы. За Хаятовым Р.Д. признано право на получение государственного жилищного сертификата и на МЧС России возложена обязанность предоставить Хаятову Р.Д. жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы применительно выдачи и распределения государственных жилищных сертификатов согласно графика, утвержденного Правительством Российской Федерации на состав семьи 2 человека. С МЧС России по РБ в пользу Хаятова Р.Д. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины по ... рублей с каждого.
В апелляционной жалобе Хаятов Р.Д. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, приводя те же доводы, что и в обоснование заявленных в суде требований. Также в апелляционной жалобе Хаятов Р.Д. просит решение суда изменить в части удовлетворения требований об обязании МЧС России предоставить Хаятову Р.Д. жилищный сертификат в рамках указанной подпрограммы применительно выдачи и распределения государственных жилищных сертификатов согласно графика, утвержденного Правительством Российской Федерации на состав семьи 2 человека, дополнив фразой "в планируемом ... году", указывая на то, что поскольку он состоял в указной очереди с ... года, то жилищный сертификат должен быть предоставлен ему именно в ... году.
В апелляционной жалобе Главное управление МС России по РБ просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на то, что факт принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы в установленном порядке достоверными доказательствами не подтвержден. Решение Жилищной комиссии ГУ МЧС России по РБ от ... года вынесено в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... года N ... Следовательно, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по включению истца в список участников указанной подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата и по предоставлению истцу жилищного сертификата. Отмечает, что МЧС России выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам и сотрудникам не осуществляет.
В апелляционной жалобе МЧС России просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. МЧС России выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам и сотрудникам не осуществляет. Обращает внимание на то, что истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не признан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ МЧС России по РБ, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также выслушав Хаятова Р.Д. и его представителя К., поддержавших доводы поданной ими апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с положениями части 1,3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По установленным правилам, лица из числа сотрудников не обеспеченные жильем на момент прекращения службы, не могут быть сняты с очереди по месту службы или исключены из списков.
Законодатель данный порядок закрепил в ст. 55 ЖК РФ указав, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения или жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета (ст.56 ЖК РФ).
В системе действующих нормативно-правовых актов данный порядок был закреплен в развитие ст. 40 Конституции РФ, непосредственно приказом МВД - МЧС России N ... от ... года "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава ГПС", когда была сохранена существующая очерёдность, а также распространены правовые акты МВД России.
Индивидуальный учет сотрудников не изменился и с переходом личного состава Государственной противопожарной службы в МЧС России (приказ от ... года N ... "Об утверждении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий") с введением положения (приложение к приказу), применялся одинаковым порядком по месту службы истца в пожарной части N7 ГУ "22 ОФПС по РБ".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В силу ч. 5 ст. 29 ЖК РСФСР (действовавший на момент трудовых отношений истца), основанием признания граждан нуждающимися в жилье (улучшении жилищных условий) законодатель определял проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением.
Статьей 30 данного закона учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию граждан и по месту жительства. По правилам статьи 31, принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялось по месту работы - совместным решением администрации, профсоюзного комитета с принятием во внимание рекомендации трудового коллектива.
С принятием Жилищного Кодекса Российской Федерации (от 24 декабря 2004 года N 188-ФЗ), законодатель предусмотрел, что в случаях и порядке которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. В силу ст. 55, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими таких помещений.
Порядок регулирования, Совет Министров РСФСР в отношении общежитий, закрепил "примерным положением об общежитиях" в Постановлении от ... года N ... , которым определено, что преимуществом на получение жилой площади в общежитии пользуются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда, а также передовики и новаторы производства, другие рабочие и служащие в случаях установленных решением трудового коллектива (п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ... утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от ... года N ... , от ... года N ... , от ... года N ... ), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от ... года N ... "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Указанный абзац введен Указом Президента РФ от ... года в редакции Указа Президента РФ от ... года N ...
Указом Президента Российской Федерации от ... года N ... установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N ... от ... года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ... , является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В этом пункте правил указаны граждане уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста и продолжительностью службы более 10 лет.
Согласно пункту 18 Правил выдачу сертификатов гражданам -участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с Приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ... , которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на ... годы и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", сотрудникам (гражданам) подобное право на ГЖС закреплено.
Согласно разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до ... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе "Жилище" на ... годы и подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", перечислены в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, увольняемые (уволенные) со службы после ... года, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
На основании приказа МЧС России от ... года N ... с ... года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России.
В связи с изменением типа названного выше федерального государственного учреждения, осуществленного в силу требований федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием цравового положения государственных (муниципальных) учреждений", создано федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Приказом МЧС России от ... года N ... утвержден Устав федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее Учреждение), в силу п.2.2 которого Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за Счет средств федерального бюджета ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей выдачей.
Судом установлено, что Хаятов Р.Д. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по РБ в качестве пожарного пожарной части N3 ГУ "22 отряд ОФПС по РБ" и имеет выслугу ... лег ... месяца ... дней, уволен по пункту "з" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел согласно приказа ФГКУ "22 ОФПС по РБ" N ... от ... года.
Перед увольнением со службы, будучи нуждающимся в жилье и состоящим на учете по месту службы в пожарной части, обратился с заявлением в ГУ МЧС России по РБ на предмет выдачи жилищного сертификата.
Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ "22 отряд ОФПС по РБ", оформленным протоколом N ... от ... года, Хаятов Р.Д. рекомендован к участию в программе Государственные жилищные сертификаты.
Как указано в данном протоколе Хаятов Р.Д. встал на очередь нуждающихся в ПЧ- ... года, был в списке N ... , в настоящее время состоит в писке нуждающихся на улучшение жилищных условий за N ... и на основании Постановления Правительства РФ от ... года N ... действительно может участвовать в программе ГЖС.
Из представленных истцом документов следует, что он проживает по адресу в г. ... по ул. ... , дом ... , комната ... в общежитии ведомства МЧС России (балансодержатель ФГКУ "22 ОФПС по РБ") с составом семьи ... человека.
Из материалов дела усматривается факт обращения истца ... года, ... года, ... года в установленном порядке на предмет включения в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
По сведениям регистрирующих органов в собственности Хаятова Р.Д. и его члена семьи (дочери) квартира (квартиры) не значатся.
Решением жилищной комиссии для учета военнослужащих и сотрудников ФПС, проходящих военную службу в ГУ МЧС России по РБ и подчиненных учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещении, оформленного протоколом N ... от ... года, Хаятову Р.Д отказано в признании участником подпрограммы в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте "а" 5 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов.
Вместе с тем согласно выписки из протокола N ... от ... года заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ- ... ОПО-22 УГПС МВД РБ Хаятов Р.Д. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, с включением Хаятова Р.Д. с составом семьи ... человека в единый список на улучшение жилищных условий по ПЧ- ... и утверждением в очереди за N ...
Из списков личного состава, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ- ... ГУ ОГПС-22 МВД РБ на ... год и на ... год следует, что Хаятов Р.Д. был принят на учет в качестве очередника (на улучшение жилищных условий) по месту прохождения службы в ... году как не имеющий жилья. При этом указанные списки были направлены в виде рапортов в адрес начальника ГУ "22 ОФПС по РБ".
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Хаятов Р.Д. в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилом помещении, проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России на должностях, содержащемся за счет средств федерального бюджета, уволен со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность его службы составила более 10 лет, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы", и как следствие, право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата по месту службы.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что до ... года сотрудники ГПС входили в состав МВД России, где учет нуждающихся в жилье регламентировался Приказом N ... от ... года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел". В дальнейшем, этот приказ был распространен в МЧС России вплоть до ... года (см. приказ МЧС России N ... от ... года п.78).
До ... года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от ... года N ... " О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
Законодатель определял, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию, также и по месту жительства (ст.30 ЖК РФ).
Согласно абз.2 ст.8 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ (в редакции до 01 января 2005 года), п.15 Положения о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ... года N ... (действующего до ... года) предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел (с ... года территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи ГО ЧС, в составе или в органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, охраняемыми объектами.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилого помещения) и обеспечение сотрудников ГПС жилыми помещениями осуществлялось в конкретных подразделениях Государственной противопожарной службы (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания, должности, соответствующими органами власти или охраняемыми объектами.
Жилищно-бытовые комиссии создавались приказами начальников самостоятельных частей, что подтверждено и в ПЧ- ...
Судом установлено, что порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен приказом МВД РФ от ... года N ... "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (применялся в системе ГПС МЧС России). В силу названного приказа Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальным региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД России было предписано в т.ч.:
- производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем;
- вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте;
- включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме.
Данный приказ в дальнейшем имел силу в подразделениях ГПС-ФПС системы МЧС на основании упомянутого Приказа МЧС России N ... от ... года вплоть до ... года.
Далее проходило реформирование ГПС и законодательное регулирование.
В ... году Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС России по РБ.
Согласно Указа Президента РФ от ... года N ... "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и приказа МЧС РФ от ... года N ... "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
По содержанию раздела III пункта 12 пп. 11 (в ред. до ... года) Положения, Главное управление МЧС России по РБ организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
Ответчиками не представлено доказательств, что соответствующий учет пожарных (граждан уволенных со службы) был прекращен в связи с передачей соответствующего делопроизводства ПЧ- ... непосредственно в Главное управление МЧС России по РБ и распорядительного документа об этом в суд не представлено.
Согласно п.3.1. совместного приказа МЧС России и МВД России от ... года N ... " О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы" МЧС России было поручено принять необходимые меры по постановке с ... года личного состава ГПС МЧС России в списки очередников МЧС России с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России, МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации.
Как видно из содержания списка очередников на получение жилых помещений на ... года в него включены ... фамилий сотрудников 22 отряда ФПС по РБ.
Поскольку содержание данного Списка очередников на жилье противоречит положениям приказа МВД России N ... от ... года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел", у должностного лица не было правовых оснований утверждать сводный список по ГУ МЧС России по РБ на дату ... года без учета лиц (конкретно очередника ПЧ- ... Хаятова Р.Д.), состоящих в подобной очереди по месту службы в пожарной части N ...
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал Хаятова Р.Д. соответствующим подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы, нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством РФ и состоящим на учете в МЧС России по месту прохождения службы с ... года, а также признал незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по РБ от ... года (по протоколу N ... ) об отказе Хаятову Р.Д. в признании участником указанной подпрограммы.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания ГУ МЧС России по РБ включить Хаятова Р.Д., как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений), в Список участников исследуемой подпрограммы, суд обоснованно исходил из того, что после передачи функций жилищного учета и обеспечения сотрудников МЧС России, таковые возложены на жилищные комиссии, созданные в центральном аппарате МЧС России, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской федерации, образовательных организациях высшего образования МЧС России, учреждениях МЧС России центрального подчинения, Специальном управлении федеральной противопожарной службы N ... МЧС России, что следует из приказа МЧС от ... года N ...
Установлено что, при исполнении приказа МЧС России N ... от ... года, материалы и документы с низовых подразделений пожарных частей и отрядов не были переданы по назначению, а это в свою очередь привело к недостоверной отчетности, в том числе по сотруднику ГПС Хаятову Р.Д.
Как следует из ответа ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ на запрос суда, учетное дело отсутствует.
Судом установлено, что часть документов в оригинале, а именно акт проверки жилищно-бытовых условий, заявление о постановке в очередь, ордер на право занятия комнаты в общежитии находятся у самого Хаятова Р.Д. Из пояснений истца следует, что указанные документы неоднократно пропадали и были переданы ему в ... году секретарем ЖБК.
Вместе с тем наличие оригиналов указанных документов, являющихся частью учетного дела не влияют на права Хаятова Р.Д., а лишь свидетельствуют о низком качестве делопроизводства в ПЧ- ...
Документы указанные истцом в иске и требуемые к передаче не входят в перечень, установленный подп. "а" п.19 Правил, согласно которого для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов:
а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил:
справка об общей продолжительности военной службы (службы);
выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Согласно п.21 Правил органы исполнительной власти организует работу по проверке органами местного самоуправления иди подразделениями документов, представленных в соответствии с п.19 Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
В рассматриваемом случае передача требуемых истцом документов каких-либо правовых последствий не влечет, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ делопроизводство по жилищному учету Х. передать по описи ГУ МЧС России по РБ с обязанием последнего принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Хаятова Р.Д. с оформлением акта приема-передачи, с указанием на то, что передаче и приему подлежат: материалы служебной проверки ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ по вопросу жилищного учета от ... года; рапорт начальника ПЧ- ... на имя начальника ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ по списку нуждающихся в жилище и состоящих на учета сотрудников части (количество ... человек); копия акта проверки жилищно-бытовых условий Х. от ... года; копия рапорта Х. от ... года о постановке в очередь; список ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ о нуждающихся в жилье и вставших на учет на ... года; рапорт во исполнение указания МЧС России N ... от ... года с приложениями Списка на ... фамилий включая Х.; о воложении обязательства на федеральное Государственное казенное учреждение "22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" делопроизводство по жилищному учету Хаятова Д.Р. передать по описи в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан с оформлением акта включив в него архивные материалы структурного подразделения ПЧ- ... в объеме имеющихся; о возложении обязательства на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее ГУ МЧС России по РБ) принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Хаятова Р.Д. с оформлением акта приема-передачи с включением его в общий список по федеральному органу исполнительной власти и восстановить отчетность введенную Регулятором МЧС России в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктами 27-34 Правил предусмотрены условия и порядок финансирования и выдачи сертификатов на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год.
По смыслу указанных норм права, действующее законодательство связывает исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования, обеспечение лиц, имеющих право на получение сертификатов, осуществляется по мере финансирования.
Согласно п. 33, 34 Правил Государственный заказчик подпрограммы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников подпрограммы.
Органы исполнительной власти до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, установленному графиком выпуска и распределения сертификатов, представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных этим графиком для каждого из органов исполнительной власти средств на предоставление социальных выплат (в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно).
При таком положении требования истца об обязании выдачи сертификата в планируемом в ... году судом первой инстанции правомерно отказано.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Хаятова Р.Д., Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, МЧС России - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Г.Д. Вахитова
Р.Р. Нигматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.