Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Арутюнянц К.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N ... " городского округа адрес Республики Башкортостан и Администрации городского округа адрес о признании незаконным бездействия и оборудовании системы видеонаблюдения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N ... " городского округа адрес Республики Башкортостан и Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по установке системы видеонаблюдения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N ... " городского округа адрес Республики Башкортостан,
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N ... " городского округа адрес Республики Башкортостан и Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан принять меры по оборудованию в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N ... " городского округа адрес Республики Башкортостан, по адресу адрес, систему видеонаблюдения в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
прокурор адрес обратился с иском к МБДОУ "Детский сад N ... " городского округа адрес в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N ... " городского округа адрес Республики Башкортостан и администрации городского округа адрес о признании незаконным бездействия и оборудовании системы видеонаблюдения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой адрес с 10 по дата проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБДОУ "Детский сад N ... " адрес, расположенного по адресу адрес, в ходе которой установлено, что руководством учреждения, администрацией городского округа не осуществляются мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно: в здании учреждения отсутствует система технического контроля за обстановкой видеонаблюдение. Данное нарушение способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременное принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Прокурор просит признать бездействие МБДОУ "Детский сад N ... " и администрации городского округа адрес незаконным, обязать МБДОУ "Детский сад N ... " городского округа адрес и администрацию городского округа адрес оборудовать в здании МБДОУ "Детский сад N ... ", расположенного по адресу адрес, РБ, систему видеонаблюдения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, администрация городского округа адрес Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации для устранения выявленных нарушений.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора СЯК, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона от дата N35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п."д" ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации дата, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от дата N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п.6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от дата N ... , для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке системы видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы - интернаты).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от дата N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу п. 7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от дата N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от дата N ... "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, МБДОУ "Детский сад N ... " адрес не оборудован системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней, что подтверждается актом о результатах проверки антитеррористической защищенности от дата.
Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения, как на МБДОУ "Детский сад N ... " адрес, так и на администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Довод апелляционной жалобы о том, что недостаточно бюджетных средств и отсутствует финансирование из бюджета субъекта Российской Федерации для устранения выявленных нарушений, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку это не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации дата, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО адрес - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф.Сафин
Судьи Л.Г.Гибадуллина
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.