Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой Т.В.,
при секретаре К,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 14 сентября 2016 года апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19 апреля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Г к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от 11 августа 2015 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обязано досрочно назначить Г государственную пенсию по старости по п.п. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 12 марта 2015 года,
с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Г взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя ответчика П, Н, Р, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Г - Л, полагавшего доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту - ответчик, пенсионный орган) о восстановлении пенсионных прав, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика в назначении ему государственной пенсии по старости по пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как лицу, участвовавшему в работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по направлениям комсомольских органов. Истец просил признать незаконным решение N779/01-06 от 11 августа 2015 года, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить трудовую пенсию по старости с 12 марта 2015 года.
Определением суда от 10 декабря 2015 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Правительство Удмуртской Республики.
Истец Г, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд рассмотрел дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Л исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.
Представители пенсионного органа Н, В, П возражали против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Правительства Удмуртской Республики У полагала возможным удовлетворить исковые требования Г
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней пенсионный орган просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагая, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку факт осуществления истцом работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения документально не подтвержден. Удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС выдано Правительством Удмуртской Республики в отсутствие доказательств, подтверждающих факт работы в зоне отчуждения. Пенсионный орган, в силу полномочий, предоставленных пенсионным законодательством, рассматривая вопрос о праве гражданина на досрочное назначение пенсии вправе давать оценку всем представленным документам на предмет их достаточности, достоверности.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что 12 марта 2015 года Г обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о назначении ему государственной пенсии по старости как лицу, принимавшему в 1987 году участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе студенческого отряда
11 августа 2015 года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики N 779/01-06 Г на основании пп.3 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в назначении государственной пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт работы в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии послужил поводом для обращения истца в суд с настоящими требованиями и стало предметом судебного разбирательства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Согласно подпункту 2 пункта 2 этой же статьи гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N1244-1 от 15 мая 1991 года (далее Закон РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") "гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях") в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Закона N1244-1 от15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Установив отсутствие в Правительстве Удмуртской Республики каких-либо доказательств, подтверждающих предоставление истцом документов об участии в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, пенсионный орган отказал в назначении досрочной пенсии истцу, посчитав удостоверение участника недостаточным для оценки пенсионных прав истца. Не оспаривая полномочия органа пенсионного фонда проверять в соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, достоверность сведений, содержащихся в них, тем не менее, судебная коллегия находит выводы суда о незаконности решения ответчика об отказе в назначении пенсии истцу соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждается участие истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Истцу, в 2005 году выдано удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, в соответствии со ст. 15 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное обстоятельство дает основание полагать, что соответствующие компетентные органы уже располагали надлежащими документами, подтверждающими участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Представитель истца ссылается на наличие у истца ранее выданного удостоверения.
Решением Верховного Суда РФ от 19.02.2004 г. N ГКПИ 03-1519 установлено, что при выдаче удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверения старого образца, соответствующие органы уже располагают надлежащими документами, подтверждающими участие этих граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, повторное возложение на граждан обязанности по представлению указанных документов, не признанных не соответствующими действительности, нельзя признать правомерным.
В материалах дела имеется справка Исполнительного комитета Могилевского областного Совета народных депутатов от 16.01.1992 N 38-11 (л.д. 75), согласно которой Г в составе студенческого отряда "БКД" Удмуртского государственного университета в июне-августе 1987 года работал в древне Братьковичи Костюковичского района относящейся к зоне отселения. Названная справка содержит данные о том, что работа в данных населенных пунктах дает право на получение статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы и получение удостоверение ликвидатора (так указано в документе). Доводы ответчика о том, что названный документ подтверждает выполнение истцом работ в зоне отселения, тем самым исключает право на назначение пенсии со снижением возраста на 10 лет, поскольку такое право предоставлено только лицам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения, судебная коллегия не принимает во внимание в силу следующего. Так, в период выдачи справки от 16.01.1992 N38-11 действовали Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 31.03.1990 N 325 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" и Письмо Госкомтруда СССР от 04.07.1990 N 2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы, лицам принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" из смысла которых усматривается, что "зоной отселения" являлась 30-километровая зона вокруг Чернобыльской АЭС, которой в дальнейшем законодателем присвоен статус "зоны отчуждения" (ст. 8 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и предоставляла полный пакет социальных гарантий лицам, принимавшим участие в этой зоне. Названная справка могла быть положена в основу выдачи первичного удостоверения истцу согласно Письма Госкомтруда СССР от 04.07.1990 N 2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы, лицам принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", действовавшего до принятия Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ней, который был направлен Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф в письме от 5 августа 1993 года NВС-10-3618, зарегистрированного в Минюсте от 15 сентября 1993г. N 342.
Представленное истцом удостоверение серии N выданное Правительством Удмуртской Республики 26 сентября 2005 года соответствует образцу, утвержденному Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от 29.02.2000 г., является действительным до настоящего времени и подтверждает его участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году в зоне отчуждения.
Отсутствие в настоящее время у истца первичных документов, подтверждающих его участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с учетом изложенных обстоятельств, не является препятствием для осуществления его пенсионных прав. Закон связывает право на досрочную пенсию указанной категории граждан именно с наличием у них статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который был подтвержден удостоверением, выданным истцу уполномоченным органом.
С выводами суда подробно изложенными, мотивированными, судебная коллегия соглашается в полном объеме и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи И.Л. Глухова
Т.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.