Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой Т.В.,
при секретаре Корепановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 14 сентября 2016 года гражданское дело по иску ФИО 1 к Отделу социальной защиты населения Ярского района Удмуртской Республики, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе ФИО 1 на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 07 июля 2016 года, которым
в удовлетворении исковых требований ФИО 1 к Отделу социальной защиты населения Ярского района Удмуртской Республики, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Т.В., объяснения ФИО 1 и его представителя - ФИО 2, действующей по устному ходатайству, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО 1 обратился в суд к Отделу социальной защиты населения Ярского района Удмуртской Республики, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики с иском о понуждении к обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя тем, что является инвалидом 1 группы бессрочно и имеет право на гарантированную социальную помощь, в том числе, на ежегодное санаторно-курортное лечение. 25 марта 2016 года он обратился в ОСЗН в Ярском районе с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году. До настоящего времени путевка за этот период ему не предоставлена по причине недостаточного финансирования на указанные цели. Неполучение путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год не позволило ему реализовать свое право на гарантированную государственную социальную помощь в полном объеме. Просил обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год. Правовым основанием иска указал Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи".
В судебном заседании ФИО 1 исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направившего в суд письменные возражения, в которых указано, что ФИО 1 в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отказано не было, на основании его заявления он поставлен в очередь.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО 1 указывает на незаконность постановленного решения в связи с нарушением норм материального права, так как законодательством, регулирующим данные правоотношения, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение не поставлено в зависимость от очередности поданных заявлений, а также от недостаточности финансирования на данные цели. Считает, что санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Проверив решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия оснований для отмены постановленного решения не усматривает.
Из материалов дела следует, что ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида - карта 3351 к акту освидетельствования от 04 декабря 2007 года, в качестве мероприятий по реабилитации ФИО 1 предусматривается санаторно-курортное лечение в местных санаториях неврологического профиля при отсутствии противопоказаний по заключению ВК ЛПУ.
В соответствии со справкой от 07 апреля 2015 года, выданной БУ3 УР "Ярская центральная районная больница", ФИО 1 показано санаторно-курортное лечение в местных санаториях неврологического профиля.
25 марта 2016 года ФИО 1 обратился в ОСЗН в Ярском районе с письменным заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению санаторно-курортными путевками N 5 от 25 марта 2016 года, ФИО 1 поставлен на учет в Отдел социальной защиты населения в Ярском районе для получения путевки на санаторно-курортное лечение под номером 5.
На момент разрешения спора в суде, путевка на санаторно-курортное лечение за 2015 год ФИО 1 не предоставлена.
Разрешая спор с применением норм Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" суд пришел к выводу, что ФИО 1 имеет право на ежегодное получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, в том числе, в 2015 году, установив также, что он обратился с заявлением о получении данной путевки с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, и поставлен на учет для получения путевки в соответствии с датой регистрации его заявления наравне с другими лицами, имеющими такое же право на обеспечение санаторно-курортным лечением.
При этом суд указал, что обеспечение санаторно-курортным лечением как истца, так и других граждан, имеющих такое же право, в порядке очередности, в соответствии с датой регистрации поданного заявления, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства и не нарушает права других лиц, не получивших путевку в установленный срок по тем же причинам, что и истец.
Судебная коллегия выводы суда считает правильными, постановленными в соответствии с нормами права, регулирующими данные правоотношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно подп. 1 ч. 1 ст. 61 Федерального закона N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 63 Федерального закона N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6 указанного закона Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно п.3.7 Порядка, заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
В соответствии с п.3.9 Порядка, санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
Согласно ч. 3 ст. 65 Федерального закона N 178-ФЗ, порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств.
Суд, разрешая спор, правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к правильному выводу о том, что не предоставление ответчиком ФИО 1 путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году не следует расценивать как лишение истца принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Суд правильно указал, что положение ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченный орган (в данном случае, в Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики) с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
При этом суд правильно исходил из того, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 61 Федерального закона N 178-ФЗ категории граждан, а внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Наоборот, указание в п.3.8 Порядка на то, что заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки не позднее 10 дней с момента поступления регистрируются в Территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации и органах социальной защиты населения, а гражданину сообщается о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера, свидетельствует, о значении даты подачи заявления по отношению к другим лицам, имеющим такое же право.
В соответствии с п.3.9 Порядка, санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение. Другие сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение законом не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что удовлетворение заявленных исковых требований повлечет за собой нарушение права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Удмуртской Республике, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения ФИО 1 в Министерстве социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по данному вопросу.
Судебная коллегия не находит обстоятельств, нарушающих права истца, так как его заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году было рассмотрено Управлением социальной защиты населения в Ярском районе Удмуртской Республики 25 марта 2016 года в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Номер очереди ФИО 1 по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение - N 5.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена ФИО 1 исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления и в соответствии с выделением бюджетных средств на данные цели.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не влекут отмены постановленного решения суда, так как нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, судом не нарушены.
При вынесении решения суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам действующего законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО 1 - без удовлетворения.
Председательствующий: В.И. Анисимова
Судьи: И.Л. Глухова
Т.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.