Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Бурова А.И., Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Токаревой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 октября 2016 года административное дело
по частной жалобе Администрации муниципального образования "Камбарское" на определение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 04 июля 2016 года, которым
отказано в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования "Камбарское" об отмене решения Камбарского районного суда УР от 21 января 2013 года по делу N 2-21/2013 и пересмотре данного решения по новым обстоятельствам.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Камбарского районного суда УР от 21 января 2013 года (далее по тексту - решение суда от 21 января 2013 года) удовлетворены требования прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Камбарское", возложении на неё обязанности в срок до 31 декабря 2014 года организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на территории МО "Камбарское" в границах кадастрового квартала 18:10:022182 (л.д.26-28).
08 июня 2016 года Администрация муниципального образования "Камбарское" (далее по тексту - Администрация МО "Камбарское", заявитель) обратилась в суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, указав в качестве такового принятие Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее по тексту - Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 года N 13-П). Заявитель считает, что на него не может быть возложена обязанность по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, правообладателем которого он не является. Администрация МО "Камбарское" просила суд удовлетворить их заявление, отменив решение суда от 21 января 2013 года по новым обстоятельствам.
В судебном заседании:
представитель Администрации МО "Камбарское" поддержала заявленное требование, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила его удовлетворить;
помощник прокурора полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Камбарский районный Отдел судебных приставов (далее по тексту - Камбарский РОСП) был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения дела, но своего представителя в суд не направил (л.д.49). В соответствии с частью 2 статьи 349 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено без их участия.
Суд постановилвышеуказанное определение об отказе заявителю в пересмотре решения суда от 21 января 2013 года по новым обстоятельствам.
В частной жалобе Администрация МО "Камбарское" просит определение суда отменить, удовлетворить заявленное ими требование. При этом ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N22-ФЗ), с 15 сентября 2015 года введён в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений) (часть 2 статьи 3 Федерального закона N22-ФЗ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам рассматривает частную жалобу Администрации МО "Камбарское" на определение об отказе в пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения суда от 21 января 2013 года, рассмотренного по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), по правилам главы 37 КАС РФ.
Согласно материалам дела N 2-21/2013, решением Камбарского районного суда УР от 21 января 2013 года удовлетворены требования прокурора Камбарского района УР. Суд признал незаконным бездействие Администрации МО "Камбарское", выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на территории МО "Камбарское" в границах кадастрового квартала 18:10:022182; обязал Администрацию МО "Камбарское" организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на территории МО "Камбарское" в границах кадастрового квартала 18:10:022182 до 31 декабря 2014 года (л.д.26-28).
Решение суда не обжаловалось сторонами и вступило в законную силу 22 февраля 2013 года (л.д.28 на обороте).
Исполнительное производство в отношении Администрации МО "Камбарское" возбуждено в Камбарском РОСП, о чём свидетельствует копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 04 сентября 2015 года (л.д.35).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд, руководствуясь статьёй 350 КАС РФ, пришёл к выводу, что обстоятельства, указанные в заявлении Администрации МО "Камбарское" не могут служить основанием для пересмотра решения суда от 21 января 2013 года по новым обстоятельствам.
Судебная коллегия по административным делам с данным выводом суда полагает возможным согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 350 КАС РФ основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства, указанные в пунктах 1-6 той же части той же статьи.
К таким обстоятельствам пункт 3 части 1 статьи 350 КАС РФ относит признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, применённого судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 и пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Конституционность названных законоположений оспаривала администрация МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), на которую решением суда была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального образования.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 года N 13-П оспариваемые положения Федерального закона N 131-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счёт средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещённых неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Как следует из материалов дела N 2-21/2013, несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов расположена на территории МО "Камбарское" в квартале 18:10:022182 на землях населённых пунктов. А именно, на земельном участке, расположенном на расстоянии около 300 метров от АЗС "АСПЭК" с левой стороны дороги "Камбарка-Нефтекамск". При этом в деле отсутствуют сведения о том, что данный земельный участок принадлежит к землям лесного фонда или к иным землям, не являющимся муниципальной собственностью (л.д.21-25 дела N 2-21/2013).
Согласно протоколу судебного заседания от 21 января 2013 года по делу N 2-21/2013 года, представитель Администрации МО "Камбарское", действующий в пределах предоставленных ему полномочий, в судебном заседании не ссылался на то, что МО "Камбарское" не является правообладателем земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, хотя данное обстоятельство ему должно было быть известно. Напротив, он в полном объёме признал требования, заявленные прокурором Камбарского района. При этом ему были разъяснены и понятны последствия признания иска, в том числе статьи 173, 198 ГПК РФ, что он подтвердил своим собственноручным заявлением, приобщённым к материалам дела (л.д.70, 79-81 дела N 2-21/2013).
При таких обстоятельствах судебная коллегия признаёт, что в деле отсутствуют и Администрацией МО "Камбарское" не представлено относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что она не является правообладателем земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка, в отношении которой, согласно решению суда от 21 января 2013 года, она обязана организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов. Не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, в деле отсутствуют доказательства того, что Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 года N 13-П имеет отношение к правоотношениям, урегулированным решением суда от 21 января 2013 года, поэтому вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для пересмотра последнего по новым обстоятельствам судебная коллегия признаёт верным.
Ссылка представителя Администрации МО "Камбарское" на статью 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) как на доказательство того, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в государственной собственности, является несостоятельной и подлежит отклонению как противоречащая нормам материального права.
Так, в силу статьи 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2).
Исходя из изложенного, в статье 16 ЗК РФ отсутствуют правовые положения, позволяющие отнести земельный участок на территории МО "Камбарское" в кадастровом квартале 18:10:022182, на котором расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов, к государственной собственности.
По тем же основаниям подлежит отклонению ссылка представителя МО "Камбарское" на статью 8.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29 декабря 2015 года), введённой Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ после принятия решения суда от 21 января 2013 года, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы частной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на переоценку обстоятельств, правильно оценённых судом первой инстанции, поэтому данная частная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Камбарского районного суда УР от 04 июля 2016 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации муниципального образования "Камбарское" - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Кричкер Е.В.
Судьи: Буров А.И.
Машкина Н.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.